Дата публикации: 23.08.2022 17:41
Дата изменения: 24.08.2022 08:46

Трансфертное ценообразование (ТЦО) - это, говоря простыми словами, искажение цены сделки с целью минимизации налогов.

Принцип ТЦО основан на использовании различий в налоговых режимах разных стран по взаимному согласованию партнеров (контрагентов).

Договор выполняется таким образом, чтобы у контрагента с большим уровнем налогообложения декларировались убытки или минимальная прибыль, а у контрагента с низкими налоговыми ставками - максимальная прибыль.

Общественные отношения, возникающие при трансфертном ценообразовании, регулируются Законом Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «О трансфертном ценообразовании», направленном на предотвращение потерь государственного дохода в международных деловых операциях и связанных с ними сделках.

Приведем простой и доступный пример: себестоимость товара у казахстанского завода 100 тенге. Рыночная стоимость этого товара на зарубежных рынках - 200 тенге. В этом случае прибыль от продажи единицы товара должна составить 100 тенге и облагаться налогом. Если же продавец продаст товар сначала в свою подконтрольную компанию в оффшорной юрисдикции за 101 тенге и уже та организация продаст его покупателю за 200 тенге, то в РК налогооблагаемая прибыль составит всего 1 тенге и именно с нее будет платиться налог на прибыль. С прибыли же офшора 99 тенге будет уплачен минимальный налог за границей.

Чтобы избежать такого простого и эффективного способа минимизации налогов, государство вводит специальные правила налогообложения трансфертных операций. Так, эти специальные правила предусматривают, что если стороны взаимозависимы, то для целей налогообложения следует применять рыночную цену, а не ту, что стороны установили в договоре. На нашем примере, применение специальных правил регулирование трансфертных цен приведет к тому, что в Казахстане для налогообложения будет принята цена продажи в 200 тенге несмотря на то, что по договору она составила 101 тенге.

Вопросы трансфертного ценообразования одни из самых сложных. Так как вопрос о том, какая цена должна быть для целей налогообложения, интересует большое количество сторон. Если сделка международная, то вопрос цены для налогообложения влияет на налоговую базу всех государств, вовлеченных в сделку. Причем, их интерес, как правило, противоположный. Так, увеличение цены для налогообложения в одной стране влечет снижение налоговой базы в другой стране.

Контроль при трансфертном ценообразовании осуществляется по следующим сделкам:

1) международным деловым операциям, под которыми понимаются:

• экспортные и (или) импортные сделки по купле-продаже товаров;

• сделки по выполнению работ, оказанию услуг, одной из сторон которых является нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения;

• сделки резидентов Республики Казахстан, совершенные за пределами территории Республики Казахстан, по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

 

2) сделкам, совершаемым на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанным с международными деловыми операциями (под которыми понимаются сделки по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые в последующем явились предметом международной деловой операции):

• по реализуемым полезным ископаемым, добытым недропользователем, являющимся одной из сторон сделки;

• одна из сторон которых имеет льготы по налогам;

• одна из сторон которых имеет убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки.

Контроль осуществляется посредством проведения уполномоченными органами:

1) мониторинга сделок;

2) проверок.

 

Мониторингу сделок подлежат международные деловые операции по товарам (работам, услугам), перечень которых утверждается уполномоченным органом (например, сырая нефть, золото, сахар, строительные работы, маркетинговые услуги и т.д.).

Участники таких сделок должны вести документацию по мониторингу сделок и предоставлять отчетность в уполномоченный орган. Отчетным периодом является календарный год.

 

Проверки по вопросам трансфертного ценообразования проводятся уполномоченным органом в следующих случаях:

1) при установлении отклонения цены сделки от рыночной цены;

2) на основании информации о фактах применения трансфертных цен, полученных от государственных органов;

3) при проведении проверок, осуществляемых уполномоченными органами по вопросам соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан и таможенного законодательства ЕАЭС и (или) Республики Казахстан в случае отсутствия источников информации по рыночным ценам.

При осуществлении контроля за трансфертным ценообразованием уполномоченные органы вправе запрашивать от участников сделки, государственных органов и третьих лиц информацию, необходимую для определения рыночной цены, а также другие данные для проведения мониторинга сделок.

При установлении факта отклонения цены сделки от рыночной цены с учетом диапазона цен в ходе проведения проверок уполномоченные органы производят корректировку объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением.

Корректировка проводится только в том случае, если она приводит или может в дальнейшем привести к увеличению сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет.

На основании корректировки объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, производится уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, рассчитанных таким образом, как если бы доходы или расходы от этих сделок и другие объекты налогообложения за отчетный период были определены исходя из рыночной цены с учетом диапазона цен, с применением штрафов и пени в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, не производится при отклонении цены сделки от рыночной с учетом диапазона цен в следующих случаях при:

1) установлении или определении цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования в международном договоре, ратифицированном Республикой Казахстан;

2) установлении цены сделки в соглашениях между Правительством Республики Казахстан и правительствами других государств;

3) реализации приоритетного права государства на приобретение аффинированного золота для пополнения активов в драгоценных металлах;

4) установлении по решению Правительства Республики Казахстан цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования.

Законом Республики Казахстан от 5 июля 2008 г. «О трансфертном ценообразовании» установлена возможность заключения письменного соглашения по применению трансфертного ценообразования между уполномоченными органами (органами налоговой службы, таможенными органами) и участником сделки, в соответствии с которым устанавливается метод определения рыночной цены и источник информации, применяемый для определения рыночной цены, на определённый период (не более 3-х лет).

 

В целях определения рыночной цены используется один из следующих методов:

1) метод сопоставимой неконтролируемой цены;

2) метод «затраты плюс»;

3) метод цены последующей реализации;

4) метод распределения прибыли;

5) метод чистой прибыли.

 

Основным методом является метод сопоставимой неконтролируемой цены, который применяется путем сравнения цены сделки на товары (работы, услуги) с рыночной ценой с учётом диапазона цен по идентичным (при их отсутствии – однородным) товарам (работам, услугам) в сопоставимых экономических условиях. При определении рыночной цены товара (работы, услуги) учитывается информация о ценах на товары (работы, услуги) на момент реализации этого товара (работы, услуги).

При использовании метода «затраты плюс» рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как сумма произведенных затрат (расходов) и наценки.

Для определения затрат (расходов) учитываются затраты (расходы) на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров (работ, услуг), затраты (расходы) по транспортировке, хранению, страхованию и иные затраты (расходы).

Наценка определяется таким образом, чтобы обеспечить средний диапазон сложившихся для данной сферы деятельности норм рентабельности, который рассчитывается исходя из диапазона норм рентабельности в сопоставимых экономических условиях. Рентабельность для данной сферы деятельности определяется на основании данных органов государственной статистики Республики Казахстан, органов государственных доходов.

Метод цены последующей реализации – метод, при котором рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как разность между ценой, по которой такие товары (работы, услуги) реализованы покупателем при последующей реализации (перепродаже), и подтверждаемыми затратами (расходами), понесенными покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары (работы, услуги), а также его маржой.

Метод распределения прибыли определяет прибыль от сделки, которая должна быть распределена между участниками сделки. Такая прибыль распределяется между участниками сделки в соответствии с экономическим обоснованием, функциональным анализом, соглашениями, принятыми в соответствии с принципом «вытянутой руки» и на основе прибыли, которую получили бы эти компании, если бы они были независимыми.

Метод чистой прибыли основывается на определении чистого дохода, который получили бы от этой сделки независимые стороны в сопоставимых экономических условиях. Чистый доход определяется с учетом одного из следующих показателей, которые сформировались по данным бухгалтерского учета:

• остаточная стоимость активов;

• объем реализации;

• затраты.

 

Для определения рыночной цены товара (работы, услуги) и иных данных, необходимых для применения методов определения рыночной цены, используются источники информации в установленной очередности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан:

1) официально признанные источники информации о рыночных ценах;

2) источники информации о биржевых котировках;

3) данные государственных органов, уполномоченных органов других государств и организаций о ценах, дифференциале, расходах и об условиях, влияющих на отклонение цены сделки от рыночной цены;

4) информационные программы, используемые в целях трансфертного ценообразования, информация, предоставляемая участниками сделок.

 

В Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «О трансфертном ценообразовании» были внесены изменения, согласно которым для участников международной группы, осуществляющей деятельность в Республике Казахстан, были установлены обязательства по подготовке и представлению «трехуровневой» документации по трансфертному ценообразованию.

«Трехуровневая» документация по трансфертному ценообразованию для международной группы включает следующие виды отчетности:

• межстрановую (введена с 1 января 2016 года);

• основную (введена с 1 января 2019 года);

• местную (введена с 1 января 2019 года);

• заявление об участии в международной группе (введено с 1 января 2018 года).

 

Местная отчетности подлежит представлению резидентом, являющимся участником международной группы, на периодической (ежегодной) основе, межстрановая и основная отчётности представляются резидентом по требованию уполномоченного органа. Формы и порядок заполнения отчетности утверждаются уполномоченным органом.

 

 

Заместитель руководителя

Департамента государственных

доходов по ВКО                                                                              Татубаев Е.М.