Дата публикации: 23.10.2019 18:54
Дата изменения: 24.10.2019 08:47

В настоящее время в Казахстане уделяется большое внимание развитию и поддержке малого и среднего бизнеса. Во многих законодательных актах и нормативных документах  вводятся правила и нормы для применения существующих и введения новых мер поддержки.  В том числе, в рамках Налогового кодекса Республики Казахстан, осуществляется налоговая политика, являющаяся совокупностью мер по установлению новых и отмене действующих налогов и платежей в бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы по налогам и платежам в бюджет в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков (ст. 11 Налоговый Кодекс РК).  Уполномоченный орган, в области налоговой политики, осуществляет анализ эффективности применения налоговых льгот в соответствии с порядком, определенным Правительством Республики Казахстан.

В настоящее время, в качестве мер поддержки бизнеса применяются следующие статьи Налогового Кодекса Республики Казахстан:

1) пп.23 п.2 ст. 225 «В целях налогообложения в качестве дохода не рассматривается стоимость услуг, полученных за счет бюджетных средств в виде государственной нефинансовой поддержки субъектов предпринимательства в соответствии с государственной программой в области развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан, программами, утвержденными Правительством Республики Казахстан, оператором которых является Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан».

2) п.38 ст.394 «Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан транспортных средств и (или) сельскохозяйственной техники при одновременном соблюдении следующих условий: в состав реализуемого транспортного средства и (или) сельскохозяйственной техники входят ранее ввезенные сырье и (или) материалы, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 15) пункта 1 статьи 399 или подпунктом 4) пункта 2 статьи 451 Налогового Кодекса РК; ввоз сырья и (или) материалов в составе реализуемого транспортного средства и (или) сельскохозяйственной техники осуществлен юридическим лицом, реализующим указанные транспортные средства и (или) сельскохозяйственную технику; транспортные средства и (или) сельскохозяйственная техника включены в перечень транспортных средств и сельскохозяйственной техники, реализация которых освобождается от налога на добавленную стоимость, утвержденный уполномоченным органом …»

 

За 9 месяцев 2019 года, от субъектов агропромышленного комплекса, наблюдается рост поступлений, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, по налогам и обязательным платежам в бюджет. Например, по КБК 104501 «Единый земельный налог» наблюдается рост поступлений на 6,3 млн.тенге или 121,2%. При этом, так же наблюдается рост поступлений по КБК 101110 «Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора» в сумме 69,1 млн.тенге; по КБК 105101 «HДС на товары внутреннего производства» рост составил 101,0 млн.тенге.

А так же, от субъектов малого и среднего бизнеса, наблюдается рост поступлений по КБК 101110 «Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора», рост составил 1 604,3 млн.тенге или 119,5%.

Высвобожденные от налогообложения доходы, в результате применения мер поддержки малого и среднего бизнеса,  предприниматели направляют на дальнейшее развитие бизнеса, закуп современного оборудования и увеличение размера заработной платы наемных работников, что доказывает эффективность применяемых мер и успешную реализацию политики Президента Республики Казахстан  К.Токаева по улучшению благосостояния граждан.