Дата публикации: 30.05.2025 12:12
Дата изменения: 30.05.2025 12:31

       «Согласовано»

Руководитель ДГД по ВКО

_______Бимагамбетов С.С.

«___»_________2025 года

 

Аналитическая справка о проведении внутреннего анализа коррупционных рисков в ДГД по ВКО

 

г. Усть-Каменогорск                                                                                                                           «____» __________2025 года

 

I. Вводная часть

Рабочей  группой Департамента государственных доходов по Восточно-Казахстанской области (далее-Департамент) на основании приказа руководителя ДГД по ВКО от 14.03.2025 года № 71, проведен внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности структурных подразделений Департамента.

В соответствии с Типовыми правилами внутренний анализ коррупционных рисков Департамента осуществлен по следующему направлению:

Выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность ДГД по ВКО.

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента и его территориальных подразделений.

В нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность подразделения, выявляются дискреционные полномочия и нормы, способствующие совершению коррупционных правонарушений.

Проведение внутреннего анализа коррупционных рисков осуществлялось в период с 01.05.2024 года по 01.05.2025 года.

Анализ  коррупционных рисков проведен Рабочей группой, при этом независимые эксперты (специалисты) не привлекались.

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельностью Департамента и его территориальных подразделений проводились по следующим вопросам:

1) управления персоналом, в том числе определения должностей, подверженных коррупционным рискам;

2) урегулирования конфликта интересов;

3) оказания государственных услуг;

4) реализации разрешительных функций;

5) реализации контрольно-ревизионных функций;

6) освоения и распределения бюджетных и финансовых средств;

7) заключения договоров с физическими и юридическими лицами;

8) разработки и эксплуатации информационных систем;

9) иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности объекта анализа.

II. Описательная часть

1. Управления персоналом, в том числе определения должностей, подверженных коррупционным рискам

Проведение внутреннего анализа организационно-управленческой деятельности показал, что управление персоналом в ДГД по ВКО и его территориальных подразделениях осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан: Трудовым кодексом Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан «О государственной службе в Республики Казахстан», «О противодействии коррупции», а также иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

Общая штатная численность органов государственных доходов области по состоянию на 01.05.2025 года составляет 495 единиц (фактическая численность 464 единиц), в том числе Департамента - 257 единиц (фактическая численность - 244 единицы), территориальные органы государственных доходов - 238 единиц (фактическая численность- 220 единиц).

За период с 01 мая 2024 года по 01 мая 2025 года в органах государственных доходов области сменилось 92 человека (Департамента – 40 человек, территории - 52 человек), в том числе в связи с переходом внутри государственного органа- 19 человек, уволено в связи с переходом в другой государственный орган – 08 человек, сменяемость 65 человек (из них 19 человек-иные причины.

В период с 01 мая 2024 года по 01 мая 2025 года к дисциплинарной ответственности привлечено 107 должностных лиц.

Проступков, дискредитирующих государственную службу за период с 01.05.2023 года по 01.05.2024 года не установлено.

В период с 01 мая 2024 года по 01 мая 2025 года к дисциплинарной ответственности за нарушение норм Этического кодекса государственных служащих привлено 6 должностных лиц.

Изучение процессов прохождения государственной службы в ДГД по ВКО и его территориальных подразделениях (проведение конкурсов на вакантные должности, наложение дисциплинарных взысканий, переподготовки и повышения квалификации, наставничество и др.) показало, что в целом они соответствуют установленным требованиям законодательства о государственной службе

В ходе проведенного анализа по вопросам управления персоналом в деятельности Департамента коррупционных рисков не выявлено.

 2 Урегулирования конфликта интересов

Этический контроль на государственной службе является важным механизмом профилактики коррупционных проявлений, нарушений служебной этики и урегулирования конфликта интересов.

Этому способствовало внедрение института уполномоченного по этике, что привело к дальнейшему формированию условий для повышения служебной дисциплины и ответственности государственных служащих, а также дополнительного механизма противодействия коррупции.

В Департаменте функции Уполномоченного по этике возложены на заместителя руководителя Департамента.

В ходе анализа деятельности Уполномоченного по этике  отчетов за  период с 01 мая 2024 года по 01 мая 2025 года установлено, что уполномоченным по этике Департамента за отчетный период проводилась работа в рамках исполнения  функций, возложенных на него Положением об Уполномоченным по этике, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан №153 от 29.12.2015 года (далее - Положение). Касательно выявления конфликта интересов согласно представленным квартальным отчетам, письменных обращений о возникших конфликтах интересов или возможности его возникновения, не обнаружено.

В соответствии с пп.9 п.4 Положения уполномоченный по этике обязан в целях профилактики и недопущения законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса, а также формирования положительного имиджа государственной службы взаимодействовать с институтами гражданского общества и государственными органами.

Так, уполномоченным по этике Департамента проводится работа по разъяснению законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы, профилактики коррупции, Этического кодекса.

Уполномоченным по этике Департамента ведется личный прием граждан согласно графика приема физических лиц, представителей юридических лиц, размещенного на интернет-ресурсе Департамента, что соответствует пункту 9 Раздела 3 Положения.

Уполномоченный по этике Департамента за период с 01 мая 2024 года по 01 мая 2025 года проведено 11 совещаний.

В период с 01 мая 2024 года по 01 мая 2025 года Уполномоченным по этике Департамента проведено анкетирование 68 сотрудников органов государственных доходов.

Проведенный анализ показывает на прозрачность деятельности уполномоченного по этике Департамента.

По вопросам урегулирования конфликта интересов в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

3 Оказание государственных услуг

Департаментом в период с 01 мая 2024 года по 01 мая 2025 года было оказано 638 338 государственных услуг, в том числе 458 626 по физическим лицам и 179 712 по юридическим лицам. Количество услуг в электронном виде составляет – 634 179 или 99,3%, на бумажном носителе - 4179 или 0,7%.

В ходе проведенного анализа установлено, что государственные услуги, оказанные на бумажном носителе, соответствует законодательству РК.

Например, одной из оказываемых Департаментом государственных услуг является «выдача лицензии на деятельность по хранению и розничной/оптовой реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной/оптовой реализации алкогольной продукции на территории ее производства».

Так, для получения лицензии на деятельность по хранению и розничной/оптовой реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной/оптовой реализации алкогольной продукции на территории ее производства  заявителем предоставляются необходимые документы.

В период с 1 мая 2024 года по 1 мая 2025 года Департаментом было выдано 380 лицензии на деятельность по хранению и розничной реализации алкогольной продукции и 5 лицензий на деятельность по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции.

Кроме того, за данный период мотивированных отказов по заявлениям, не соответствующих квалификационным требованиям не было.

В ходе проведенного анализа установлено, что выдача лицензии производится посредством веб-портала «Электронного правительства» www.egov.kz в приложении e-license, что исключает прямой контакт между лицензиатом и услугодателем. Осуществление предоставления услуги в электронном виде исключает возникновение коррупционных исков.

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам оказания государственных услуг в деятельности департамента коррупционные риски не выявлены.

4 Реализации разрешительных функций

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам реализации разрешительных функций в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

5 Реализации контрольно-ревизионных функций

1. Описание риска: Пунктом 3 статьи 100 Налогового кодекса предусмотрено предоставление регистрирующему органу сведений об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в налоговом органе в случае ликвидации юридического лица или прекращения деятельности филиала (представительства) иностранного юридического лица при соблюдении условий, установленных статьями 58, 59 и 60 Налового кодекса.   Так, при подаче юридическим лицом в регистрирующий орган заявления о ликвидации, в ИС ЦУЛС автоматически формируется запрос на предоставление сведений.

При этом, при обработке запроса у сотрудника имеется  возможность формирования отказа по причинам: «непредставление ликвидационного баланса», «непредставление справки банка о закрытии имеющихся банковских счетов», «непредставление свидетельства о постановке на регистрационный учет по НДС или пояснение при его утере или порче», «неисполнение налоговых обязательств», «отсутствие или не завершение документальной проверки в связи с ликвидацией юридического лица», «отсутствие заключения по результатам камерального контроля при упрощенной ликвидации юридического лица». 

В свою очередь, данное требование, а именно: предоставление сведений не предусмотрено при реорганизации юридических лиц, согласно статьи 64 Налогового кодекса.

Вместе с тем, на практике возникали случаи, когда юридическое лицо одновременно обратилось для реорганизации путем разделения в органы государственных доходов и в НАО. Соответственно НАО направило извещение на снятие с учета.

В последующем, так как в Информационной системе и в Налоговом кодексе не предусмотрено предоставление сведений, юридическое лицо реорганизовано при наличии незавершенной документальной проверки.

Рекомендации по устранению риска: Внести изменения в статью 100 Налогового кодекса, в части включения в п.3 в случае ликвидации юридических лиц согласно ст.64 Налогового кодекса с внесением соответствующих доработок в информационную систему.

Форма завершения: Изменения в Налоговый кодекс и внесение доработки в информационную систему.

Согласно ответа Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее-Комитет) № КГД-11-1-18/15412-МКК от 17.04.2025 года следует, что Комитетом данное предложение принимается. Таким образом, планируется внесение изменения в статью 100 Налогового кодекса предусмотренного в рамках Нового Налогового кодекса.

2. Описание риска: Согласно п. 42, 43 Правил ведения лицевых счетов, утвержденных Приказом Министра Финансов Республики Казахстан № 306 от 27.02.2018 года работником отдела учета осуществляется ручной ввод реестров начислений (уменьшений), представляемых должностным лицом, осуществляющим контроль за исполнением налоговых обязательств по уплате косвенных налогов.

Рекомендации по устранению риска: Рассмотреть возможность отражения   обязательств на основании заявлений налогоплательщиков с автоматической разноской на лицевые счета без ручного ввода реестров начислений (уменьшений).

Форма завершения: Исключение функций ручного ввода реестров начислений (уменьшений).

Согласно ответа Комитета № КГД-11-1-18/15412-МКК от 17.04.2025 года следует, что Комитетом данное предложение принимается. Вместе с тем, по итогам 2024 года в План мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в Комитете включено мероприятие «Исключение проведения начислений (уменьшений) ручными проводками путем автоматизаций процессов, связанных с начислением (платежами), в том числе путем интеграций с внешними и внутренними информационными системами».

3. Описание риска: В соответствии со статьей 71 Налогового кодекса совершение налогового обследования должностными лицами налоговых органов по их требованию или требованию налогоплательщика (налогового агента) осуществляется с участием понятых.

В качестве понятых могут быть привлечены совершеннолетние, дееспособные граждане в количестве не менее двух человек, не заинтересованные в исходе действий должностного лица налоговых органов и налогоплательщика (налогового агента).

Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц государственных органов и работников, учредителей налогоплательщика (налогового агента), в отношении которого проводится действие.

В целях исключения коррупционных рисков, возникающих при проведении налогового обследования, необходимо в случае невозможности привлечения понятых, в обязательном порядке приложить фото и (или) видео, доказывающие отсутствие (наличие) налогоплательщика по местунахождения. Обязанность по выбору понятых должностными лицами может иметь коррупционный характер в части нарушения категорий привлекаемых лиц (заинтересованных лиц, должностных лиц государственных органов, учредителей налогоплательщика и т.д.). 

Рекомендации по устранению риска: Так, согласно пункта 3 статьи 70 Налогового кодекса по результатам налогового обследования составляется акт налогового обследования, в котором указываются, в том числе:

фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), наименование и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства привлеченного понятого;

В целях исключения коррупционных рисков внести изменения в пункт 3 статьи 70 Налогового кодекса и изложить в следующей редакции: фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), наименование и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства привлеченного понятого либо информация, подтверждающая наличие либо отсутствие налогоплательщика на момент проведения налогового обследования (фото и видео документы).   

Форма завершения: Изменения в Налоговый кодекс.

Согласно ответа Комитета № КГД-20-1-16/15714-МКК от 29.04.2025 года следует, что в проекте нового Налогового кодекса уже предусмотрено данное дополнение. Так, согласно пункту 4 статьи 175 проекта нового Налогового кодекса к акту налогового обследования могут приобщаться фотографические снимки и негативы, видеозаписи или другие материалы, выполненные при совершении действия. Дополнительно сообщаем, что в настоящее время проект нового Налогового кодекса находится на рассмотрении Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

6 Освоения и распределения бюджетных и финансовых средств

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам освоения и распределения бюджетных и финансовых средств в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

7 Заключения договоров с физическими и юридическими лицами

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам заключения договоров с физическими и юридическими лицами в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

8 Разработки и эксплуатации информационных систем

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам разработки и эксплуатации информационных систем в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

9 Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности объекта анализа (сбор налогов и иных платежей)

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по иным вопросам, вытекающим из организационно-управленческой деятельности объекта анализа в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

        

Руководитель отдела

служебных расследований                                                         Т. Бейсекенов

 

 

Приложение 2

к Типовым Правилам

 проведения внутреннего анализа коррупционных рисков

 

«Утверждаю»

Руководитель  ДГД по ВКО

__________С.Бимагамбетов

«       » ___________ 2025г.

План мероприятий

по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в Департаменте государственных доходов по Восточно-Казахстанской области

 

п/п

Рекомендация

Мероприятие

Форма завершения мероприятия

Исполнители

Срок исполнения мероприятия

1

Внести изменение в статью 100 Налогового кодекса

В рамках нового Налогового Кодекса

Внесение изменения в статью 100 Налогового кодекса предусмотрено в рамках Нового Налогового кодекса

Управление государственных услуг Департамента государственных услуг КГД МФ РК

2026-2027 годы

2

Внесение изменений в информационные системы

Исключение проведения начислений (уменьшений) ручными проводками путем автоматизаций процессов, связанных с начислением (платежами), в том числе путем интеграций с внешними и внутренними информационными системами»

Внесение изменений в информационные системы

Управление государственных услуг Департамента государственных услуг КГД МФ РК

2026-2027 годы

3

Внести изменение в Налоговый кодекс

В рамках нового Налогового Кодекса

Внесение изменений в Налоговый кодекс

Управление администрирования НДС Департамента администрироания КГД МФ РК

2026-2027 годы

 

Руководитель ОСР УЧР ДГД по ВКО                                                                                                                Т. Бейсекенов