Дата публикации: 04.02.2020 10:04
Дата изменения: 04.02.2020 10:33

Одним из основных источников доходной части бюджета являются дополнительные поступления сумм по корпоративному  подоходному налогу, налогу на добавленную стоимость, которые поступают в ходе проведения камерального контроля.

Камеральным контролем является контроль, осуществляемый налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.

Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками.

Целью камерального контроля является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем постановки на регистрационный учет в налоговых органах и (или) представления налоговой отчетности в соответствии со статьей 96 Налогового Кодекса и (или) уплаты налогов и платежей в бюджет.

 

Порядок и сроки проведения камерального контроля

Камеральный контроль проводится путем сопоставления следующих данных, имеющихся в налоговых органах:

1) налоговой отчетности;

2) сведений иных государственных органов об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением;

3) сведений, полученных из различных источников информации, по деятельности налогоплательщика;

4) иной отчетности, установленной Налоговым Кодексом.

Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного Налоговым Кодексом.

Камеральный контроль осуществляется в течение срока исковой давности с учетом положений, установленных статьей 48 Налогового Кодекса.

Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).

В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению.

Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется.

Налогоплательщик не вправе представлять пояснение по следующим нарушениям, выявленным налоговыми органами по результатам камерального контроля (п.3 ст.96 Налогового кодекса):

1) при отнесении на вычеты расходов при исчислении КПН и при отнесении в зачет суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам:

-на основании счета-фактуры и (или) иного документа, действие (действия) по выписке которых признаны вступившим в законную силу судебным актом совершенным (совершенными) субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;

-по сделкам, признанным недействительными на основании вступившего в законную силу решения суда;

2) при отнесении на вычеты расходов при исчислении КПН по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу;

3) при отнесении в зачет суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам:

-по сделкам (операциям) с юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, чья регистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

- по сделкам (операциям) с юридическими лицами, чья перерегистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.

 

В случае признания уведомления не исполненным налоговый орган выносит решение о признании уведомления по результатам камерального контроля не исполненным (далее-Решение). Вынесенное налоговым органом решение направляется налогоплательщику (налоговому агенту) по почте, электронным способом.   

Обжалование налогоплательщиком (налоговым агентом) решения, производится в течении пяти рабочих дней со дня его вручения (получения) в вышестоящий налоговый орган и (или) уполномоченный орган или суд (п.4-1 ст.96 Налогового кодекса).      

При этом копия жалобы должна быть направлена налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган, направивший решение.

В случае пропуска по уважительной причине срока обжалования, этот срок по ходатайству налогоплательщика (налогового агента), подающего жалобу, восстанавливается налоговым органом и (или) уполномоченным органом, рассматривающим жалобу.

В целях восстановления пропущенного срока подачи жалобы налоговым органом, рассматривающим жалобу, в качестве уважительной причины признается временная нетрудоспособность физического лица, которому направлено решение, а также руководителя и (или) главного бухгалтера (при его наличии) налогоплательщика (налогового агента).

При этом налогоплательщиком (налоговым агентом) к ходатайству о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы должен быть приложен документ, подтверждающий период временной нетрудоспособности лиц и документ, устанавливающий организационную структуру такого налогоплательщика (налогового агента).

Ходатайство налогоплательщика (налогового агента) о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы удовлетворяется налоговым органом и (или) уполномоченным органом, рассматривающим жалобу, при условии, что налогоплательщиком (налоговым агентом) жалоба и ходатайство поданы не позднее десяти рабочих дней со дня окончания периода временной нетрудоспособности лиц.

Приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента) не осуществляется при подаче им жалобы на решение:

1) со дня принятия жалобы вышестоящим налоговым органом и (или) уполномоченным органом - до вынесения письменного решения вышестоящего налогового органа и (или) уполномоченного органа;

2) со дня принятия судом жалобы (заявления) к производству - до вступления в законную силу судебного акта.

 

При подаче жалобы на уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, в вышестоящий налоговый орган и (или) уполномоченный орган или суд, течение срока исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, приостанавливается:

1) со дня принятия жалобы вышестоящим налоговым органом и (или) уполномоченным органом - до вынесения письменного решения вышестоящего налогового органа и (или) уполномоченного органа;

2) со дня принятия судом жалобы (заявления) к производству - до вступления в законную силу судебного акта.

При этом в случаях подачи жалобы в суд на действия (бездействие) должностных лиц налогоплательщик вправе доказать фактическое получение товаров, работ, услуг от юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, регистрация (перерегистрация) которых признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.

 

Срок исковой давности продлевается до исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, направленного и врученного до истечения срока исковой давности (пп. 5 п.9 ст. 48 Налогового Кодекса). 

 

Неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со статьей 118 Налогового  Кодекса.

Невыполнение налогоплательщиком законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц влечет административную ответственность, согласно ст.288 Кодекса РК «Об административных нарушениях».

 

 

 

Главный специалист

управления камерального мониторинга  ДГД по ВКО,

Байжуманова  А.Р.