
Порядок проведения налоговых проверок регламентирован тремя основными нормативно-правовыми актами:
-Налоговый кодекс (Глава 18)
-Предпринимательский кодекс
- Административный процедурно-процессуальный Кодекс (АППК, раздел 3).
C 01.01.2023г. налоговые проверки подразделяются на следующие виды:
1. Периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска (Плановые).
2. Внеплановые налоговые проверки.
Периодические проверки назначаются по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков. Основанием для назначения данного вида проверок является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа (КГД МФ РК), который размещается на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года. Внесение изменений в полугодовые графики проверок не допускается. До начала данного вида проверок, за 30 календарных дней вручается «Извещение», по истечении данного срока формируется и вручается налогоплательщику «Предписание» на проведение проверки, которое предварительно регистрируется в УКПСИУ по Восточно-Казахстанской области.
К Внеплановым проверкам относятся все другие виды проверок, (пункт 3 ст. 145 Налогового кодекса) например:
- по налоговому заявлению или по жалобе самого налогоплательщика.
- по налоговому заявлению налогоплательщика по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.
- по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
- на основании решения уполномоченного органа (КГД МФ РК).
- в случае неисполнения налогоплательщиком уведомления налоговых органов об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля со средней степенью риска и т.д.
Особый порядок назначения внеплановых проверок предусмотрен Административно процедурно-процессуальным кодексом РК (АППК). До момента вручения Предписания на проверку, налоговые органы должны уведомить налогоплательщика за 3 рабочих дня и провести в рамках АППК процедуру заслушивания. По результатам заслушивания составляется «Протокол», с которым ознакамливается налогоплательщик. В течении трех рабочих дней налогоплательщику предоставлена возможность выразить свою позицию в письменном виде, в случае согласия с выявленным нарушением предоставляется дополнительная декларация с устранением выявленного нарушения. При устранении нарушения, налоговая проверка не назначается. В случае не поступления ответа по истечении трех рабочих дней, формируется Предписание на внеплановую проверку.
Порядок и правила проведения Периодических и Внеплановых налоговых проверок являются едиными. Предписание с регистрацией в УКПСИУ по Восточно-Казахстанской области вручается должностному лицу, в случае его отсутствия лицу его замещающего. После вручения предписания, внесение изменений в налоговую отчетность не допускается.
При проведении налоговой проверки инспектор руководствуется статьей 19 Налогового кодекса, в которой оговорены его права и обязанности.
По результатам проверки составляется «Акт проверки», который подписывается и вручается налогоплательщику. Завершением проверки считается дата вручения Акта проверки налогоплательщику. При наличии выявленных нарушений по результатам проверк, к акту проверки прилагается «Уведомление о результатах проверки», которое вручается налогоплательщику в течении 5 рабочих дней. Уведомление заверяется подписью и печатью налогоплательщика, подписями налогового инспектора проводившего проверку, должностным лицом Налогового органа и печатью налогового органа.
Если по результатам проверки предполагается доначисление превышающее 50 000 МРП (3450-50 000 = 172 500 000 тенге), то до момента завершения проверки, составляется «Предварительный акт». Налогоплательщик имеет право предоставить письменное возражение на «Предварительный акт» в явочном порядке в течение 15 рабочих дней со дня вручения предварительного акта налоговой проверки.