Дата публикации: 15.04.2015 18:27
Дата изменения: 21.10.2019 15:34

Деятельность органов государственных доходов в сфере налогового администрирования направлена на полное и своевременное обеспечение  сбора налогов и сборов (платежей) в соответствии с законодательными актами  Республики Казахстан, а также обеспечения необходимого контроля в области допускаемых нарушений по налоговому законодательству.

На сегодняшний день налоговое администрирование Республики Казахстан вышло на новый этап своего развития: введен в действие налоговый кодекс (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 года), который значительно приближает действующую налоговую систему Казахстана к международным стандартам.

Одним из важнейших резервов увеличения налоговых поступлений это  своевременное проведение налогового администрирования. В настоящее время одним из приоритетов налогового контроля является камеральный контроль. Камеральный контроль представляет собой контроль на основе сопоставления, изучения и анализа представленной налогоплательщиками налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Целью проведения камерального контроля является предоставление налогоплательщику (налоговому агенту) возможности самостоятельного устранения допущенных нарушений без применения штрафных санкций и выхода на налоговую проверку на само предприятие путем представления налоговой отчетности и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Проведение налоговых проверок с выходом на место нахождение налогоплательщика требует много времени. По результатам данного вида налогового контроля охватывается небольшое количество налогоплательщиков т.е. «определенный круг».  В свою очередь камеральный контроль охватывает практически всех налогоплательщиков в различных сферах деятельности.          

Проведение камерального контроля (в том числе ручного и автоматизированного) является оптимизация деятельности территориальных органов государственных доходов, уменьшение налоговой нагрузки на налогоплательщиков путем предоставления ДФНО (либо письменного пояснения) через «Кабинет налогоплательщика», снижение нагрузки на сотрудников органов государственных доходов, уменьшение жалоб со стороны налогоплательщиков, повышения эффективности камерального контроля так как данный контроль заключается в проверке полноты представления налогоплательщиком требующих форм налоговой отчетности, правильность заполнения соответствующих строк и полей, правомерности применения различных льгот (подходящих для выбранного режима налогообложения), соблюдение условий, предусмотренных для соответствующих категорий субъектов малого бизнеса.

Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками.         

По результатам проведенного камерального контроля можно увидеть налогоплательщиков, финансово-хозяйственная деятельность которых требует проведения более подробного анализа со стороны компетентных органов. Проведение анализа налоговой отчетности и предоставляемых налогоплательщиками документов, в ходе отработки камерального контроля позволяют органам государственных доходов в рамках данной формы контроля установить проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых, может привести к устранению нарушений в целом по данному предприятию.

В настоящее время камеральный контроль проводится как в автоматизированном виде, так и в ручном. Преимуществами данных видов контроля - автоматическое направление уведомлений налогоплательщикам имеющим соглашение о применении и использовании электронно - цифровой подписи; возможность представления электронного пояснения через КНП.

Положительным моментом в проведении камерального контроля для добросовестных налогоплательщиков, допустивших нарушения при предоставлении налоговой отчетности по невнимательности, либо ошибки носящей чисто механический  характер, является то, что камеральный контроль позволяет налогоплательщику самостоятельно устранить допущенные нарушения в установленные законом сроки. Исходя из применяемого опыта, проведение камерального контроля на постоянной основе  повышает налоговую дисциплину налогоплательщиков. Так же положительным моментом является то, что он носит заочный характер без непосредственного контактирования работника органа государственных доходов с проверяемым субъектом, осуществляется по месту нахождения уполномоченного органа и для его проведения должностным лицам не требуется какого-либо специального разрешения вышестоящего руководителя управления государственных доходов. Так же для налогоплательщиков реализована возможность исполнения Уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля путем представления электронного пояснения.

С начала 2015 года Управлением камерального контроля Департамента государственных доходов по Восточно-Казахстанской области в результате проводимого камерального контроля обеспечено дополнительное поступление налогов и платежей в бюджет на сумму 480 850.9 тыс. тенге. В том числе по автоматизированному камеральному контролю 242 698.0 тыс.тенге, по неавтоматизированному (ручному) камеральному контролю 238 152.9 тыс.тенге.  

Всему этому способствовала оптимизация методов налогового администрирования путем совершенствования форматно - логического контроля, позволившая проводить более глубокое и точное сопоставление данных налоговой отчетности так же с информацией полученных из других источников.

Все перечисленные выше преимущества камерального контроля являются одним из важных направлений в деятельности органов государственных доходов в силу того, что так же обеспечивает выявление резервов дополнительных поступлений в бюджет в целом по Республике Казахстан.   

 

Овсянникова М., главный специалист

Управления камерального контроля ДГД по ВКО