В современных условиях административное право занимает ключевую роль в регулировании общественных отношений в сфере государственного управления жизнедеятельностью общества. Это связано с тем, что административно-правовые нормы касаются жизни каждого человека, ибо данные нормы направлены на охрану и защиту прав и свобод человека.
Одной из пяти институциональных реформ Глава государства объявил верховенство закона, создание эффективного механизма (организационного, правового, кадрового) управления государством, реализации в жизнь его политики и законов.
Основополагающим гарантом законных прав и свобод человека является Конституция Республики Казахстан, где в статье 1 высшими ценностями Республики Казахстан являются человек, его жизнь, права и свободы.
Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях основывается, в первую очередь, на Конституции Республики Казахстан.
Основанием административной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного в особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В соответствии со ст. 821 КоАП Республики Казахстан решение по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится в виде постановления.
Каждый человек за свою жизнь совершал хоть одно административное правонарушение, даже не предполагая об этом. Если для физического лица административный арест является наихудшим наказанием, то для юридических лиц – это весьма крупный штраф или приостановление деятельности, в отдельных случаях – лишение лицензии (специального разрешения) на право заниматься определённой деятельностью, конфискация принадлежащего имущества.
Согласно нормам Конституции Республики Казахстан, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами и имеет право на их судебную защиту на основе конституционного принципа равенства всех перед законом и судом.
Для соблюдения норм Конституции Республики Казахстан законодатель предоставляет право обжаловать, опротестовать постановления в течение десяти суток, по отдельным нарушениям – тридцать суток, со дня вручения копии постановления вышестоящему должностному лицу либо суду согласно ст. 832 КоАП Республики Казахстан.
При поступлении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законодатель устанавливает ограниченный срок – десять суток – для рассмотрения и принятия определенного решения по жалобе в соответствии ст.835 КоАП Республики Казахстан.
При подаче жалобы заявителям необходимо учитывать нормы ст. 833 КоАП Республики Казахстан, где сказано, что жалоба подаётся в письменном виде с указанием наименования суда, вышестоящего органа (должностного лица), которому подается жалоба, личных данных (ФИО), точное наименование юридического лица, место постоянного жительства или место нахождения (почтовый адрес) лица подавшего жалобу.
В содержание жалобы необходимо указывать обжалуемые действия или правовой акт, причины, по которым податель жалобы считает правовой акт или действия нарушающими его права или свободы, четко сформулированное ходатайство подателя жалобы.
Жалоба обязательно должна подписываться заявителем. Жалоба, подаваемая от имени юридического лица, подписывается его представителем или другим уполномоченным на то лицом.
Если жалоба подается в интересах другого лица, то в ней следует указать имя и фамилию, место постоянного жительства или место нахождения (почтовый адрес) лица, в интересах которого подается жалоба. К жалобе необходимо прилагать подтверждающий полномочия документ.
Жалоба подается в двух экземплярах с приложением копии обжалуемого постановления, изданного судом, органом (должностным лицом), а также иных документов в обоснование приведенных в жалобе доводов.
Соблюдение установленных требований к содержанию и порядку подачи жалобы является гарантом того, что жалоба будет рассмотрена в установленные сроки с вынесением соответствующего решения.