Дата публикации: 07.04.2022 17:02
Дата изменения: 07.04.2022 17:03

На сайте открытые НПА на обсуждение до 19 апреля 2022 года размещен проект Закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП РК.)

Размещается СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях».

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

к проекту Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» 

по статьям в компетенции органов государственных доходов

 

№ п/п

Струк-турный элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование

1

2

3

4

5

 

Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»от 5 июля 2014 года

 

1.

Статья 271

Статья 271. Осуществление деятельности в период действия решения органа государственных доходов о приостановлении представления налоговой отчетности

1. Осуществление деятельности лицами в период действия решения органа государственных доходов о приостановлении представления налоговой отчетности –

влечет предупреждение.

 

2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влечет штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства – в размере сорока пяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

 

Отсутствует

Статья 271. Осуществление деятельности в период действия решения органа государственных доходов о приостановлении представления налоговой отчетности

1. Осуществление деятельности лицами в период действия решения органа государственных доходов о приостановлении представления налоговой отчетности –

 

 

влечет предупреждение.

 

2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влечет штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства – в размере сорока пяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

 

 

Примечание. Для целей настоящей статьи под осуществлением деятельности понимается осуществление деятельности, приводящей к возникновению обязательства по исчислению, уплате налогов, платежей в бюджет и социальных платежей.

Для приведения в соответствие с нормами пункта 6 статья 213 Налогового кодекса и исключения привлечения к ответственности лиц при осуществлении ими деятельности, не приводящей к возникновению обязательства по исчислению, уплате налогов, платежей в бюджет и социальных платежей. Например, после приостановления представления налоговой отчетности лицо может производить погашение кредиторской задолженности, и т.п.

 

2.

Часть третья статьи 275

Статья 275. Сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности

3. Сокрытие физическим лицом сведений о наличии имущества на праве собственности за пределами Республики Казахстан, а также денег на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, подлежащих отражению в декларации по индивидуальному подоходному налогу в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, совершенное путем их неотражения в декларации по индивидуальному подоходному налогу, –

 

 

влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей.

 

Статья 275. Сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности

3. Сокрытие физическим лицом сведений о наличии имущества на праве собственности за пределами Республики Казахстан, а также денег на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, подлежащих отражению в декларации об активах и обязательствах, декларации о доходах и имуществе, декларации по индивидуальному подоходному налогу в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, совершенное путем их неотражения в декларации об активах и обязательствах, декларации о доходах и имуществе, декларации по индивидуальному подоходному налогу,

влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей.

С введением всеобщего декларирования, физические лица обязаны отражать свои объекты налогообложения не только в декларации по индивидуальному подоходному налогу, а в том числе в декларациях об активах и обязательствах и о доходах и имуществе.

Стоит отметить, что система контроля всеобщего декларирования направлена на борьбу с теневой экономикой и коррупционными проявлениями.

Тем самым необходимо дополнить перечень декларации.

 

3.

Новая часть 3-1

статьи 275

Статья 275. Сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности

Отсутствует

Статья 275. Сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности

 

3-1. Несоответствие расходов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, приравненных к ним лиц, должностных лиц, лиц, занимающих ответственную государственную должность, а также их супругов, доходам указанных лиц, а именно превышение расходов на приобретение имущества, определенного налоговым законодательством Республики Казахстан, приобретенного в течение отчетного календарного года указанными лицами, над суммой источников покрытия расходов на приобретение указанного имущества более чем на одну тысячу месячных расчетных показателей, –

влечет штраф в размере девяноста процентов от разницы между размером превышения расходов на приобретение имущества, указанного в абзаце первом настоящей части, над суммой источников покрытия расходов на приобретение указанного имущества за вычетом тысячекратного размера месячного расчетного показателя.

В целях введения административной ответственности за несоответствие расходов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, приравненных к ним лиц, должностных лиц, лиц, занимающих ответственную государственную должность, их доходам в соответствии с Законом «О противодействии коррупции».

Также необходимо отметить, что поправки о введенииконтроля за соответствием расходов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, приравненных к ним лиц, должностных лиц, лиц, занимающих ответственную государственную должность, их доходам включены в проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия коррупции», который был внесен в Парламент постановлением Правительства от 30 июня 2021 года № 448.

 

4.

Примечание

части третьей  статьи 275

Статья 275. Сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности

 

Примечания.

….

3. Для целей части третьей настоящей статьи непредставление лицом декларации по индивидуальному подоходному налогу в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан приравнивается к неотражению сведений о наличии имущества на праве собственности за пределами Республики Казахстан, а также денег на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.

 

Статья 275. Сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности

 

Примечания.

….

3. Для целей части третьей настоящей статьи непредставление лицом в декларации об активах и обязательствах, декларации о доходах и имуществе, декларации по индивидуальному подоходному налогу в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан приравнивается к неотражению сведений о наличии имущества на праве собственности за пределами Республики Казахстан, а также денег на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.

Необходимо исключить вид декларации для применения к декларациям перечисленным в части 3 статьи 275 КоАП РК.

5.

Часть третья статьи 278

 

Статья 278. Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет

...

3. Превышение суммы фактически исчисленного корпоративного подоходного налога за налоговый период над суммой исчисленных авансовых платежей в течение налогового периода в размере более двадцати процентов, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, -

...

Статья 278. Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет

...

3. Превышение суммы фактически исчисленного корпоративного подоходного налога за налоговый период над суммой исчисленных авансовых платежей в течение налогового периода в размере более двадцати процентов, -

...

За занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет в декларции, уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов (ст.244 и 245 УК РК). При этом по авансовым платежам уголовная ответственность отсутствует. В связи с чем, необходимо исключить слова «если не содержит признаков уголовно наказуемого деяния».

6.

Подпункт 5) части пятой статьи 281

Статья 281.  Нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции

 

5. Нарушение условий производства и (или) оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции, совершенное в виде:

1) оборота этилированного бензина и (или) некондиционных нефтепродуктов, а также их хранения без дальнейшей переработки физическими и (или) юридическими лицами;

 

 

 

 

 

 

4) срыва наложенных на контрольные приборы учета пломб;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5) оборота (кроме экспорта) табачных изделий ниже установленных Правительством Республики Казахстан минимальных цен;

 

6) реализации нефтепродуктов с автозаправочных станций передвижного типа не на землях сельскохозяйственного назначения в местах сосредоточения сельскохозяйственной техники на полевых работах;

 

 

10) реализации нефтепродуктов оптовыми поставщиками нефтепродуктов, приобретающими нефтепродукты у производителей, поставщиков нефти, импортеров, не розничным реализаторам нефтепродуктов или не конечнымпотребителям, –

 

Отсутствует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствует

 

Статья 281. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции

 

 

5. Нарушение условий производства и (или) оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции, совершенное в виде:

1) оборота этилированного бензина и (или) некондиционных нефтепродуктов, а также их хранения без дальнейшей переработки физическими и (или) юридическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных законом Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов»;

 

4) срыва наложенных на контрольные приборы учета пломб, а равнореализация и (или) отгрузка отдельных видов нефтепродуктов производителями нефтепродуктов, поставщиками нефти, оптовыми поставщиками нефтепродуктов или розничными реализаторами нефтепродуктов без наличия пломб подлежащих наложению на контрольные приборы учета;

 

5) оборота (кроме экспорта) табачных изделий ниже минимальных цен,установленных законодательством Республики Казахстан;

 

6) реализации нефтепродуктов с автозаправочных станций передвижного типа не на землях сельскохозяйственного назначения в местах сосредоточения сельскохозяйственной техники на полевых работах и не при заправке морского, внутреннего водного или воздушного транспорта;

 

10) реализации нефтепродуктов оптовыми поставщиками нефтепродуктов, приобретающими нефтепродукты у производителей, поставщиков нефти, импортеров, не розничным реализаторам нефтепродуктов или не конечным потребителям;

 

11) реализациирозничными реализаторами нефтепродуктов, приобретающими нефтепродукты у производителей нефтепродуктов, поставщиков нефти, оптовых поставщиков нефтепродуктов и (или) импортеров, а также у структурных подразделений уполномоченного органа в области государственного материального резерва (при выпуске нефтепродуктов из государственного материального резерва), не конечным потребителям;

 

12)использования автозаправочных станций для хранения и (или) розничной реализации нефтепродуктов одновременно двумя и более лицами, осуществляющими розничную реализацию нефтепродуктов –

Обоснование к подпункту 1) пункта 5 статьи 281 КоАП

Законом РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» допускается не использовать КПУ не только при реализации и (или) отгрузке отдельных видов нефтепродуктов с баз нефтепродуктов, но и при реализации, отгрузке и (или) транспортировке и прокачке мазута (за исключением случаев его отгрузки и (или) реализации с производственных объектов производителя нефтепродуктов).

В связи с чем, считаем целесообразным предусмотреть общую отсылку на Закон РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов».

 

Обоснование к подпункту 4) пункта 5 статьи 281 КоАП

Согласно п.3 ст.19 ЗРК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» реализация, отгрузка и (или) транспортировка и прокачка нефтепродуктов осуществляются с обязательным перемещением нефтепродуктов через контрольные приборы учета. При этом пунктом  2 Правил  Правила
и требования по оснащению резервуаров производственных объектов
производителей нефтепродуктов и автозаправочных
станций (кроме автозаправочных станций передвижного типа)
контрольными приборами учета, утвержденных приказом Министра финансов РК от 16 марта 2016 года №126 - контрольные приборы учета (далее – КПУ) – технические устройства, определяющие количественные и качественные характеристики нефтепродуктов, предназначенные для ведения учета с целью последующей передачи в режиме реального времени через оператора данных контрольных приборов учета в сфере производства и оборота нефтепродуктов уполномоченному органу в области оборота нефтепродуктов посредством автоматизированной системы информации об объемах производства и (или) оборота нефтепродуктов, установленные на производственных объектах производителей нефтепродуктов и на автозаправочных станциях (кроме автозаправочных станций передвижного типа), допущенные к применению в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений.

В свою очередь, пунктом 6 Правил определено, что КПУ отвечают следующим требованиям наличие системы безопасности от несанкционированного доступа (код, ключ, пломба, голографическая наклейка).

Практика показывает, что отдельные предприниматели после установки КПУ не дожидаясь его пломбирования осуществляют реализацию нефтепродуктов. В связи с чем, необходимо изменить диспозицию подпункта 4)  части 5 статьи 281 КоАП. 

Обоснование к подпункту 5) пункта 5 статьи 281 КоАП

Из компетенции Правительства Республики Казахстан  исключается установление минимальной розничной цены на табачные изделия с передачей данной функции уполномоченному государственному органу  в области производства и оборота табачных изделий.

Обоснование к подпункту 6) пункта 5 статьи 281 КоАП

Согласно пункту 2 статьи 22 Закона Республики Казахстан «О государственном регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» розничная реализация нефтепродуктов с автозаправочных станций передвижного типа допускается только в следующих случаях:

     на землях сельско-хозяйственного назначения в местах сосредоточения сельскохозяйственной техники на полевых работах;

     при заправке морского, внутреннего водного или воздушного транспорта.

Таким образом, нормы подпункта 6) пункта 5 статьи 281 КоАП приводятся в соответствие с нормами Закона.

Обоснование к подпункту 11) пункта 5 статьи 281 КоАП

Пунктом 1 статьи 22 ЗРК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» предусмотрен запрет на реализацию ГСМ розничными реализаторами не конечным потребителям.

В целях пресечения подобных фактов необходимо внести ответственность.

Обоснование к подпункту 12) пункта 5 статьи 281 КоАП

Пунктом 3 статьи 22 ЗРК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» предусмотрен запрет на использование автозаправочных станций для хранения и (или) розничной реализации нефтепродуктов одновременно двумя и более лицами, осуществляющими розничную реализацию нефтепродуктов.

В целях пресечения подобных фактов необходимо внести ответственность.

7.

Частиодиннадцатая  и 11-1 статьи 281

 

Статья 281. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции

 

Отсутствует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствует

 

Статья 281. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции

 

11. Нарушение обязанностей производителями нефтепродуктов, совершенных в виде:

1) непредставления, а также несвоевременного либо недостоверного представления отчетности о реализации инвестиционных программ в соответствии с порядком, утверждаемым уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов;

2) непредставления, а также несвоевременного либо недостоверного представления в уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов первичных статистических данных или первичных административных данных, необходимых для ведомственного статистического наблюдения или административного учета;

3) непредставления поставщикам нефти равных условий доступа к переработке сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки, -

влечет предупреждение.

 

11-1. Действия, предусмотренные частью одиннадцатой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влекут штраф на субъектов малого предпринимательства в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей.

 

 

Министерство энергетики является уполномоченным органом в сфере контроля производства отдельных видов нефтепродуктов.

Проверочные листы в сфере производства отдельных видов нефтепродуктов, утвержденные совместным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 799 и и.о Министра энергетики Республики Казахстан от 14 декабря 2015 года № 719 (рег.номер МЮ РК №12674), содержат требования, по которым отсутствуют меры административного взыскания.

Вместе с тем, содержащиеся в проверочном все требования вытекают из обязанностей и запретов для производителей отдельных видов нефтепродуктов. Материальные нормы предусмотрены в статье 12 ЗРК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Данные требования связаны с законностью деятельности.

При выявлении нарушений по результатам проверок в соответствии с проверочным листом, лицо освобождается от ответственности и не подлежит к привлечению в соответствии с КоАП.

В сфере контроля производства отдельных видов нефтепродуктов в 2017 году по результатам проверки было установлено непредставление в 2015-2016 годы первичных статистических данных, необходимых для ведомственного статистического наблюдения и административного учета. Однако, привлечь к ответственности не представилось возможным в связи с отсутствием соответствующей статьи.

Аналогичные нарушения были установлены также в 2018 году по двум компаниям, 2019 году по 1 компании, в 2021 году по 1 компании.

Также необходимо учесть, что в рамках совершенствования государственного контроля и Предпринимательского кодекса предполагается усиление деятельности госоргана в части мониторинга деятельности субъектов. Таким образом, одним из основных критериев будет мониторинг предоставляемой отчетности.

В предлагаемом пункте предусматривается установление ответственности за несвоеврменность и недостоверность отчетности.

Административную ответственность в новой части 11 статьи 281 КоАП РК предлагается установить в виде предупреждения по аналогии с частью 1 статьи 170 КоАП, которая также относится к компетенции Министерства энергетики РК.

При этом,  размеры штрафов в предлагаемой части 11-1 (случаи повторности нарушения) предлагается установить по аналогии с частью 1-1 статьи 170 КоАП РК, которая также относится к компетенции Министерства энергетики РК.

8.

Часть 12 статьи 281

 

Статья 281. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции

 

Отсутствует

 

Статья 281. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции

12. Нарушение установленных Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» запретов производителями нефтепродуктов, совершенных в виде:

1) реализации сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки полученных (приобретенных) с целью их переработки;

2) использование одного и то же оборудования для производства нефтепродуктов двумя и более производителями нефтепродуктов;

3) осуществления производства нефтепродуктов без утвержденного в установленном порядке паспорта производства;

4) осуществления производства нефтепродуктов без оснащения резервуаров контрольными приборами учета либо с неисправными контрольными приборами учета и (или) контрольными приборами учета, не осуществляющими автоматизированную передачу информации об объемах производства нефтепродуктов уполномоченному органу в области оборота нефтепродуктов, -

влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двухсот месячных расчетных показателе.

 

Проверочные листы в сфере производства отдельных видов нефтепродуктов, утвержденные мовместным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 799 и и.о Министра энергетики Республики Казахстан от 14 декабря 2015 года № 719 (рег.номер МЮ РК №12674), содержат требования, по которым отсутствуют меры административного взыскания.

Вместе с тем, содержащиеся в проверочном все требования вытекают из обязанностей и запретов для производителей отдельных видов нефтепродуктов. Таким образом, данные требования связаны с законностью деятельности.

При выявлении нарушений по результатам проверок в соответствии с проверочным листом, лицо освобождается от ответственности и не подлежит к привлечению в соответствии с КоАП.

Предлагается дополнить статью 281 КоАП РК частью 12. Указанные нарушения вытекают из п.3 ст.12 ЗРК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» (запреты для производителей).

Сумму административного штрафа предлагается оставить по аналогии с частями 7 и 10 статьи 281 КоАП РК, которые также относятся к компетенции уполномоченного органа в данной сфере.

За прошедший период отсутствует статистика по выявлению нарушений по указанным требованиям. Вместе с тем, при выявлении нарушений по результатам проверок в соответствии с проверочным листом, лицо на сегодня освобождается от ответственности, так как не предусмотрена ответственность в КоАП.

Указанные в предлагаемом пункте 12 нарушения вытекают из п.3 ст.12 ЗРК «О производстве и обороте нефтепродуктов» (запреты для производителей).

Запрещающие нормы влекут риски осуществления незаконной деятельности, в связи с чем считаем необходимым обязательность установления административной ответственности за такие нарушения.

9.

статья 282

Статья 282. Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции

3. Нарушение условий оборота и перемещения этилового спирта и алкогольной продукции, совершенное в виде:

 

3) оборота алкогольной продукции в жестяной таре (кроме пива и слабоградусных ликероводочных изделий с крепостью менее двенадцати процентов), в бутылках без этикеток и пластиковых емкостях (за исключением розлива пива);

 

 

4) розничной реализации водок и водок особых, крепких ликероводочных изделий ниже минимальных розничных цен, установленных Правительством Республики Казахстан;

 

 

 

 

6) хранения и реализации без наличия приборов, определяющих элементы защиты учетно-контрольных марок и (или) считывающих информацию с учетно-контрольных марок алкогольной продукции, подлежащей маркировке учетно-контрольными марками, -

  влечет штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере семидесяти пяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере шестисот месячных расчетных показателей, с конфискацией подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения.

 

4. Действия, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, -

влекут штраф на физических лиц в размере ста, на субъектов малого предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере восьмисот месячных расчетных показателей, с конфискацией подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения.

 

5. Нарушение условий производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции, совершенное в виде:

2) производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции без оснащения технологических линий контрольными приборами учета, кроме производства виноматериала, а также пива, производственные мощности которых ниже четырехсот тысяч декалитров в год;

3) производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции с неисправными контрольными приборами учета, а равно со сверхнормативными отклонениями в учете, кроме производства виноматериала, а также пива, производственные мощности которых ниже четырехсот тысяч декалитров в год;

 

Отсутствует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Несоблюдение минимального процента использования производственной мощности и минимальных объемов производства при производстве этилового спирта (кроме коньячного спирта), водок и водок особых -

Статья 282. Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции

3. Нарушение условий оборота и перемещения этилового спирта и алкогольной продукции, совершенное в виде:

 

3) оборота алкогольной продукции в жестяной таре (кроме пива и пивного напитка и слабоалкогольных напитков с крепостью менее двенадцати процентов), в бутылках без этикеток и пластиковых емкостях (за исключением розлива пива и пивного напитка конечному потребителю);

 

4) розничной реализации водок и водок особых, водок с защищенным наименованием места происхождения товара, крепких ликероводочных изделий ниже минимальных розничных цен, установленных уполномоченным органом в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;

;

6) хранения и реализации без наличия приборов, определяющих элементы защиты учетно-контрольных марок и (или) считывающих информацию с учетно-контрольных марок алкогольной продукции, подлежащей маркировке учетно-контрольными марками, -

влечет штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере семидесяти пяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере шестисот месячных расчетных показателей, с конфискацией подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения либо без таковой.

 

 

4. Действия, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, -

влекут штраф на физических лиц в размере ста, на субъектов малого предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере восьмисот месячных расчетных показателей, с конфискацией подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения либо без таковой.

 

 

5. Нарушение условий производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции, совершенное в виде:

2) производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции без оснащения технологических линий контрольными приборами учета, кроме производства вина наливом, а так же пивоваренной продукции, производственные мощности которых ниже четырехсот тысяч декалитров в год;

3) производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции с неисправными контрольными приборами учета, а равно со сверхнормативными отклонениями в учете, кроме производства вина наливом, а так же пивоваренной продукции, производственные мощности которых ниже четырехсот тысяч декалитров в год;

5) использование  контрольных приборов учета этилового спирта и (или) алкогольной продукции и фланцевых соединений без пломб или срыва наложенных на них уполномоченным органом пломб при производстве этилового спирта и (или) алкогольной продукции - влечет штраф на субъектов среднего предпринимательства в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере семисот месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии.

 

10. Несоблюдение минимального процента использования производственной мощности и минимальных объемов производства при производстве этилового спирта (кроме коньячного спирта), водок и водок особых, водок с защищенным наименованием места происхождения товара, -   -

Обоснование к пункту 3 ст.282 КоАП

 Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования, предпринимательства, совершенствования системы государственного управления и платежей» от 30 декабря 2020 года №370  слова «пивного напитка» и «виноматериал» в статье ЗРК «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (далее - Закон)заменены на слова «пивовареннной продукции»  и «вино наливом». Также подпункт 7) статьи 1 Закона дополнен словами  водок с защищенным наименованием места происхождения товара

В связи с чем, данную статьию КоАП необходимо привести в соответствие с  нормой отраслевого законодательства.

Из компетенции Правительства Республики Казахстан  исключается установление минимальной розничной цены крепкие виды  алкогольной продукцию с передачей данной функции уполномоченному государственному органу  в области производства и оборота алкогольной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

В целях предотвращения новых правонарушений, в соответствии со статьей 45 КоАП,  необходимо конфисковать орудие правонарушения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Законом и пунктом 15 Правил оснащения технологических линий производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции контрольными приборами учета, их функционирования и осуществления учета, кроме производства виноматериала, а также пива и пивного напитка, производственные мощности которых ниже четырехсот тысяч декалитров в год, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 29 сентября 2015 года технологические линии производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции оснащаются контрольными приборами учета, которые пломбируется.  Однако, не смотря на это отдельные налогоплательщики с целью искажения достоверных данных об объемах производства и последующего уклонения от уплаты налогов осуществляют производство алкогольной продукции без пломб либо со срывом, что приводит к теневому обороту алкогольной продукции.

 

10.

Статья 283

Статья 283. Нарушение правил маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции, за исключением виноматериала, пива и пивного напитка, учетно-контрольными марками и табачных  изделий  акцизными марками

 

 

1. Нарушение производителем или импортером правил маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции, за исключением виноматериала, пива и пивного напитка, учетно-контрольными марками и табачных изделий акцизными марками -  

...

 

2. Оборот подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными и (или) учетно-контрольными марками, совершенный в виде хранения, реализации и (или) транспортировки подакцизной продукции без акцизных и (или) учетно-контрольных марок, а равно с марками неустановленного образца и (или) не поддающимися идентификации, - 

...

 

Статья 283. Нарушение правил маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции, за исключением вина наливом (виноматериала), пива и пивного напитка, учетно-контрольными марками и табачных изделий, товаров подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации

1. Нарушение производителем или импортером правил маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции, за исключением вина наливом (виноматериала), пива и пивного напитка, учетно-контрольными марками и табачных изделий средствами идентификации -

  ...

 

2. Оборот подакцизных товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и (или) учетно-контрольными марками, совершенный в виде хранения, реализации и (или) транспортировки подакцизной продукции без средств идентификации и (или) учетно-контрольных марок, а равно с марками неустановленного образца и (или) не поддающимися идентификации, - 

 

... 

 

 

1. Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования, предпринимательства, совершенствования системы государственного управления и платежей» от 30 декабря 2020 года №370  слова «пивного напитка» и «виноматериал» в статье ЗРК «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» заменены на слова «пивовареннной продукции»  и «вино наливом».

В связи с чем, данную статьию КоАП необходимо привести в соответствие с  нормой отраслевого законодательства.

2. В целях предотвращения новых правонарушений, в соответствии со статьей 45 КоАП,  необходимо конфисковать орудие правонарушения. 

3.  Подпунктом 31) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О торговой деятельности» определено, что средство идентификации уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода, или записанная на радиочастотную метку, или представленная с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации.

С 1 января 2022 года табачные изделия будут маркироваться исключительно средствами идентификации. Соответственно контроль за оборотом табачных изделий будет осуществляться посредством средств идентификации.

11.

Часть седьмая

статьи 284

Статья 284. Нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин

7. Неотражение в контрольном чеке контрольно-кассовой машины одного или нескольких из следующих реквизитов:

1) наименование налогоплательщика;

2) идентификационный номер;

3) заводской номер контрольно-кассовой машины;

4) регистрационный номер контрольно-кассовой машины в органе государственных доходов;

5) порядковый номер чека;

6) дата и время совершения покупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

7) цена товара, работы, услуги и (или) сумма покупки;

8) фискальный признак либо неотражение в контрольном чеке аппаратно-программных комплексов (за исключением аппаратно-программных комплексов, применяемых банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций) одного или нескольких реквизитов, установленных подпунктами 1) - 7) настоящей части, -

влечет предупреждение.

 

…   

Статья 284. Нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин

7. Неотражение в контрольном чеке контрольно-кассовой машины одного или нескольких реквизитов, отраженных в пункте 6 статьи 166 Налогового кодекса,-

 

      влечет предупреждение.

 

 

Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» от 2 апреля 2019 года № 241-VI ЗРК расширен перечень информации, подлежащей отражению в чеке ККМ согласно пункту 6 статьи 166 Налогового кодекса.

В целях защиты прав потребителей в части отражения информации на чеке ККМ согласно требованиям пункта 6 статьи 166 Налогового кодекса предлагаем внести дополнения в пункт 7 статьи 284 КоАП.

12.

Заголовок и подпункты 2), 6), 7) части 1, абзац первый части 2, абзац первый части 2-1, абзац первый и подпункт 5) части 3 статьи 285

Статья 285. Неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан

 

 

1. Неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан, совершенное в виде:

 

2) проведения операции по банковским счетам клиентов без идентификационного номера в платежных документах (за исключением векселя и платежных документов, на основании которых производятся прием и выдача банком наличных денег);

 

 

 

6) открытия своему клиенту нового банковского счета при наличии у последнего в данном банке открытого банковского счета, на который органами государственных доходов выставлены инкассовые распоряжения или распоряжения о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика;

 

 

7) открытия банковского счета бездействующему налогоплательщику, налогоплательщику, имеющему налоговую задолженность, задолженность по социальным платежам, информация о котором размещена на интернет-ресурсе уполномоченного органа, -

 

влечет штраф в размере пяти процентов от суммы совершенных расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков за период неисполнения банком обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан.

 

 

2. Неперечисление или несвоевременное перечисление банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, сумм налогов в бюджет, размещенных по договорам об условном банковском вкладе, -

 

2-1. Неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, в первоочередном порядке платежного поручения налогоплательщика по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, инкассовых распоряжений органов государственных доходов о взыскании налогов, других обязательных платежей, пеней и штрафов - не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения указания налогоплательщика либо органов государственных доходов, -

 

3. Неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством, совершенное в виде:

 

 

5) неперечисления (незачисления), несвоевременного перечисления (зачисления) суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование либо допущения ошибок при заполнении реквизитов платежного документа по вине банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, при переводе в банк или другую организацию, осуществляющую кассовое исполнение бюджетной системы, суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней, штрафов;

Статья 285. Неисполнениебанками,филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан

1. Неисполнение банками, филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан, совершенное в виде:

2) проведения операции по банковским счетам клиентов без идентификационного номера в платежных документах (за исключением векселя и платежных документов, на основании которых производятся прием и выдача банком, филиалом банка-нерезидента Республики Казахстан наличных денег);

6) открытия своему клиенту нового банковского счета при наличии у последнего в данном банке,филиале банка-нерезидента Республики Казахстаноткрытого банковского счета, на который органами государственных доходов выставлены инкассовые распоряжения или распоряжения о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика;

 

7) открытия банковского счета бездействующему налогоплательщику, налогоплательщику, имеющему налоговую задолженность, задолженность по социальным платежам, информация о котором размещена на интернет-ресурсе уполномоченного органа, -

 

влечет штраф в размере пяти процентов от суммы совершенных расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков за период неисполнения банком, филиалом банка-нерезидента Республики Казахстан обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан.

 

2. Неперечисление или несвоевременное перечисление банками, филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, сумм налогов в бюджет, размещенных по договорам об условном банковском вкладе, -

2-1. Неисполнение банками, филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, в первоочередном порядке платежного поручения налогоплательщика по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, инкассовых распоряжений органов государственных доходов о взыскании налогов, других обязательных платежей, пеней и штрафов - не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения указания налогоплательщика либо органов государственных доходов, -

 

3. Неисполнение банками, филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством, совершенное в виде:

5) неперечисления (незачисления), несвоевременного перечисления (зачисления) суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование либо допущения ошибок при заполнении реквизитов платежного документа по вине банка, филиала банка-нерезидента Республики Казахстан или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, при переводе в банк, филиал банка-нерезидента Республики Казахстан или другую организацию, осуществляющую кассовое исполнение бюджетной системы, суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней, штрафов;

В соответствии с обязательствами Республики Казахстан в рамках ВТО с 16.12.2020г. иностранные банки, страховые (перестраховочные) организации и страховые брокеры вправе открывать на территории Республики Казахстан свои филиалы.

В рамках указанных обязательств, к филиалам-банков нерезидентов Республики Казахстан должны применяться требования, эквивалентные требованиям, предъявляемым к казахстанским финансовым организациям, и создаваться эквивалентные (недискриминационные) условия деятельности.

В этой связи предусматривается распространение норм законодательства Республики Казахстан на филиалы банков-нерезидентов Республики Казахстан по аналогии с нормами, установленными к банкам.

В соответствии с пунктом 2-1 статьи 1 Налогового кодекса в целях данного Кодекса положения, предусмотренные для банков второго уровня, страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров, распространяются на филиалы банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалы страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалы страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, открытые на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность на основании лицензии уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций

Материальная норма предусмотрена в подпунктах 4), 8), 15) статьи 24 НК РК.

Компетенция ОГД (ч.1 ст.720 КоАП)

13.

Новые подпункты 10), 11), 12) части  третьей статьи 285

Статья 285. Неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан

3. Неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством, совершенное в виде:

 

Отсутствует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствует

Статья 285. Неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан

3. Неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством, совершенное в виде:

 

10) непредставление,  недостоверное или неполное представление сведений  по физическому лицу, состоящему на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя и применяющему специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса на основе патента или упрощенной декларации, сведения по итоговым суммам платежей за каждый календарный квартал, поступивших на счет для осуществления предпринимательской деятельности;

11) непредставление,  недостоверное или неполное представление сведений,  по физическим лицам, не состоящим на регистрационном учете в качестве индивидаульного предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой, по выявленным операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности;

12) непредставление,  недостоверное или неполное представление сведений по  физическому лицу, состоящему на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой, юридическому лицу сведений по итоговым суммам платежей за календарный год, поступившим на текущий счет посредством применения оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек, а также по мобильным платежам.

В рамках заседаний Рабочей группы по вопросам налоговой политики и администрирования при Министерстве национальной экономики Республики Казахстан Министерством предлагается внесение изменений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» предлагается:

Расширены обязанности банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций в части:

- передачи данных по запросу раз в год по мобильным платежам;

- по запросу передавать сведения  о наличии банковских счетов и их номерах, об остатках и движении денег на этих счетах в отношений проверяемого ФЛ осуществляющего предпринимательскую деятельность без регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

- представлять по индивидуальным предпринимателям применяющихх специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, сведения по итоговым суммам платежей за каждый квартал, поступившим на счет для осуществления предпринимательской деятельности;

-предоставлять сведения  по физическим лицам, не являющимся ИП, по выявленным операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности по определенным критериям. 

В целях улучшения налогового администрирования мобильных платежей необходимо достоверные и полные сведения со стороны БВУ и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. В связи с чем, расширили перечень мер по их неисполнению.

 

Подпункт 10) части 3 статьи 285 КоАП вводится в действие с 1 января 2022 года

Подпункт 11) части 3 статьи 285 КоАП вводится в действие с 1 января 2023 года

В связи с тем, что срок введения поправок в статью 24  Налогового кодекса по расширению обязанности банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций в частипредоставления сведений по физическим лицам, не являющимся ИП, по выявленным операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности по определенным критериям - с 1 января 2023 года.

Подпункт 12) части 3 статьи 285 КоАП вводится в действие с 1 января 2022 года

14.

Заголовок и абзац первый части 3 статьи 285-1

 

Статья 285-1. Неисполнение кастодианами, брокерами и (или) дилерами, обладающими правом ведения счетов клиентов в качестве номинальных держателей ценных бумаг, управляющими инвестиционным портфелем, страховыми организациями, коллекторскими агентствами обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан

 

 

 

3. Непредставление, несвоевременное, недостоверное или неполное представление страховыми организациями, осуществляющими деятельность в отрасли «страхование жизни», сведений о заключенных договорах накопительного страхования, выгодоприобретателями по которым являются физические лица-нерезиденты, –

 

Статья 285-1. Неисполнение кастодианами, брокерами и (или) дилерами, обладающими правом ведения счетов клиентов в качестве номинальных держателей ценных бумаг, управляющими инвестиционным портфелем,страховыми организациями, филиалами страховых организаций-нерезидентов Республики Казахстан, коллекторскими агентствами обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан

3. Непредставление, несвоевременное, недостоверное или неполное представление страховой организацией,филиалом страховой организации-нерезидента Республики Казахстан, осуществляющими деятельность в отрасли «страхование жизни», сведений о заключенных договорах накопительного страхования, выгодоприобретателями по которым являются физические лица-нерезиденты, –

 

В соответствии с обязательствами Республики Казахстан в рамках ВТО с 16.12.2020г. иностранные банки, страховые (перестраховочные) организации и страховые брокеры вправе открывать на территории Республики Казахстан свои филиалы.

В рамках указанных обязательств, к филиалам страховых организаций нерезидентов Республики Казахстан должны применяться требования, эквивалентные требованиям, предъявляемым к казахстанским финансовым организациям, и создаваться эквивалентные (недискриминационные) условия деятельности.

В этой связи предусматривается распространение норм законодательства Республики Казахстан на филиалы страховых организаций нерезидентов Республики Казахстан по аналогии с нормами, установленными к страховым организациям.

В соответствии с пунктом 2-1 статьи 1 Налогового кодекса в целях данного Кодекса положения, предусмотренные для банков второго уровня, страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров, распространяются на филиалы банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалы страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалы страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, открытые на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность на основании лицензии уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

15.

Абзац первый статьи 286

 

Статья 286. Представление заведомо ложных сведений о банковских операциях

Представление банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, заведомо ложных сведений об операциях по банковским счетам юридических или физических лиц, а равно выдача поручительств, гарантий и иных обязательств, заведомо не обеспеченных фактическим финансовым состоянием данного банка, если эти действия не повлекли причинение крупного ущерба физическому или юридическому лицу либо государству, -

 

Статья 286. Представление заведомо ложных сведений о банковских операциях

Представление банками, филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, заведомо ложных сведений об операциях по банковским счетам юридических или физических лиц, а равно выдача поручительств, гарантий и иных обязательств, заведомо не обеспеченных фактическим финансовым состоянием данного банка, филиалабанка-нерезидента Республики Казахстан, если эти действия не повлекли причинение крупного ущерба физическому или юридическому лицу либо государству, -

 

Распространение норм законодательства Республики Казахстан на филиалы банков-нерезидентов Республики Казахстан по аналогии с нормами, установленными к банкам.

В соответствии с пп.3) ст.24 НК РК банки второго уровня и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны представлять по запросу уполномоченного органа сведения о наличии банковских счетов и их номерах, об остатках и движении денег на этих счетах, иную информацию, относящуюся к заключенному между физическим или юридическим лицом и банком второго уровня, организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, договору, предусматривающему оказание банковских услуг.

Также обязанность по предоставлению сведений о наличии банковских счетов и их номерах, об остатках и движении денег на этих счетах возникает у физических и юридических лиц по запросу налогового органа в соответствии с пп.13) ст.24 НК РК.

В соответствии с пунктом 2-1 статьи 1 Налогового кодекса в целях данного Кодекса положения, предусмотренные для банков второго уровня, страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров, распространяются на филиалы банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалы страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалы страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, открытые на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность на основании лицензии уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Компетенция ОГД (ч.1 с. 720 КоАП)

16.

Часть 1-1  статьи 543

 

 

Статья 543. Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры

 

1-1. Невывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза временно ввезенных транспортных средств международной перевозки -

влечет штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей, с конфискацией транспортных средств, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения, или без таковой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья 543. Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры

 

1-1. Невывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза временно ввезенных транспортных средств международной перевозки -

влечет штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

 

 

Сумма штрафа 50 МРП с возможной конфискацией ТСМП, установленная в отношении субъекта крупного предпринимательства, не соответствует тяжести правонарушения и не учитывает, что ТСМП является собственностью третьего лица, не резидента государства ЕАЭС, а в случае конфискации ТСМП лицо, привлеченное к адм.ответственности, несет риски обязательств по компенсации ущерба собственнику за утрату имущества.

В настоящее время сложилась неоднозначная судебная практика по привлечению Национального перевозчика к административной ответственности за невывоз ТСМП. Наряду  со штрафами к Национальному перевозчику применяется и конфискация ТСПМ  (контейнеров), которые не принадлежат последнему, а принадлежат на праве собственности иностранному субъекту.

Так, в 2018-2019 годах судами вынесено 12 постановлений по ч. 1-1 ст. 543 КоАП РК о привлечении Национального перевозчика к административной ответственности с конфискацией имущества.

За тот же период, судами вынесено 20 постановлений о привлечении Национального перевозчика к административной ответственности по той же ч. 1-1 ст. 543 КоАП РК без конфискации имущества.

Кроме того, имеют место 2 случая прекращения производства по делу об административном правонарушении по той же ч. 1-1 ст. 543 КоАП РК.

Дополнительное наказание в виде конфискации транспортных средств, не являющихся собственностью лица, влечет для самого юридического лица значительные убытки, связанные с денежным покрытием стоимости контейнеров их собственникам и потерю собственной репутации.

Кроме того, имеются расхождения в нормативных правовых актах  по определению «контейнера». 

Так, в соответствии с  подпунктом с) статьи 1 Главы 1 Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 26.06.1990г.)  ратифицированной Республикой Казахстан, термин  «контейнер» отнесен к  транспортному оборудованию.

Целью Конвенции является единообразие положений в области временного ввоза в целях достижения и развития экономических, гуманитарных, культурных, социальных и туристических связей.

Однако, согласно пункту 49)  статьи 2 Таможенного Кодекса  Евразийского экономического союза  термин «контейнер» отнесен к транспортным средствам "транспортные средства" - категория товаров, включающая в себя водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единицу железнодорожного подвижного состава), контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

Кроме того, согласно пп.24) п.1 ст. 1 Закона «О железнодорожном транспорте», контейнер - универсальное транспортное оборудование многократного применения, предназначенное для перевозки грузов, на основании чего контейнер не является транспортным средством.

В связи с тем, что контейнера принадлежат иностранным субъектам, а также принимая во внимание различные определения понятия контейнера, которые противоречат друг другу, необходимо исключить дополнительную санкцию в виде конфискации транспортного средства. 

 

Министр юстиции

Республики Казахстан                                                                                                                                   К. Мусин