Дата публикации: 20.02.2023 18:09
Дата изменения: 20.02.2023 18:16

Одним из основных направлений работы органов государственных доходов является своевременное и качественное оказание государственных услуг.

В соответствии с Приказом Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан  от 31 января 2020 года № 39 «Об утверждении реестра государственных услуг» (с учетом изменений и дополнений), органы государственных доходов оказывают 43 вида государственных услуг, в том числе 26 – налогового и 17 – таможенного направлений.  На бесплатной основе предоставляются 34 государственных услуг, на платной основе 9 услуг.

На сегодняшний день, из 43 государственных услуг 39 или 91% автоматизированы, из них, 37 услуг доступны в Портале электронного правительства.  

На альтернативной основе через «Государственную корпорацию «Правительство для граждан» оказываются 15 услуг.

На безальтернативной основе т.е. только в электронном виде оказываются – 8 услуг:

- Выдача лицензии на производство табачных изделий

- Выдача лицензии на производство этилового спирта

- Выдача лицензии на производство алкогольной продукции

- Выдача лицензии на хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции на территории ее производства

- Выдача лицензии на хранение и розничную реализацию алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства

- Представление сведений об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в органах государственных доходов

- Проведение квалификационного экзамена лиц, претендующих на право осуществлять деятельность администратора (временного администратора, реабилитационного, временного и банкротного управляющих)

- Выдача выписок из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом, а также по социальным платежам.

За  2022 год органами государственных доходов области оказано –1 134 332 государственной услуги, из них в электронном виде  1 124 893 или 99,2% услуг, на бумажном носителе 9439 услуг (0,8%).

Также, оказано на бумажном носителе через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» - 1214 государственных услуг, в электронном виде через ПЭП –8011 услуг  и «Е-лицензирование»- 599 услуг. 

В электронном виде наиболее востребованы такие государственные услуги, как «Выдача выписок из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом, а также по социальным платежам» (292966 услуг или 100%), «Прием налоговой отчетности» (535479 или 99,3%), «Представление сведений об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в органах государственных доходов» (69012 или 100%), «Постановка и снятие с учета контрольно-кассовых машин (ККМ)» (48859 или 98,3%), «Приостановление (продление, возобновление) представления налоговой отчетности» (10369 или 99,9%).

В рамках Концепции развития государственного управления: построение «человекоцентричной» модели – «Люди прежде всего», Комитетом государственных доходов  Министерства Финансов Республики Казахстан проводятся работы по оптимизации и автоматизации процессов оказания государственных услуг.  

В этих целях, на постоянной основе осуществляется упрощение процесса получения государственных услуг, путем поэтапного сокращения сроков получения услуг, уменьшения количества прилагаемых  документов, оптимизации налоговых форм, перевода услуг в цифровой формат и т.д.     

Приоритетным направлением работы органов государственных доходов является автоматизация государственных услуг, активная популяризация цифровых продуктов, а также широкомасштабное  информирование налогоплательщиков о преимуществах электронных услуг.

Автоматизация позволяет обращаться за получением государственных услуг удаленно, не выходя из дома/офиса, следовательно, положительно сказывается на снижении коррупционных рисков в связи с исключением контактов услугодателей с услугополучателями, сокращает временные и финансовые затраты налогоплательщика, а также обеспечивает доступность услуг  в круглосуточном режиме.

На сегодняшний день государственные услуги в электронном виде можно получить следующими способами:

- посредством веб-портала «Электронное правительство»;

- через информационные системы Комитета государственных доходов – «СОНО», веб-приложение «Кабинет налогоплательщика», ИС «Е-окно», ИС «Астана-1»;

- посредством информационной системы Министерства цифрового развития и аэрокосмической промышленности «Е-лицензирование».

Помимо информационных систем Комитета, в целях упрощения исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств разработаны специальные мобильные приложения «e-Salyq Azamat» и «E-Salyq Business». На данных мобильных приложениях реализованы сервисы и государственные услуги, такие как онлайн бронирование, поиск неблагонадежных налогоплательщиков, сервис о задолженности по налогам и социальным платежам, оплата налогов по реквизитам, корректировка объектов налогообложения, регистрация индивидуальных предпринимателей и другие.

В результате проведенной массово-разъяснительной работы о преимуществах мобильных приложений «e-Salyq Azamat» и «E-Salyq Business», количество налогоплательщиков использующих данные мобильные приложение составило 34186 -«E-Salyq Business» и 148819 -«Е-Salyq Azamat».

Кроме того, государственные услуги и сервисы органов государственных доходов выведены на мобильное приложение электронного правительства «e-gov mobile», такие как – проведение зачетов и возвратов налогов, платежей в бюджет, пени, штрафов, представление сведений об отсутствии (наличии) задолженности, просмотр и оплата налоговой отчетности, просмотр и оплата предстоящих налоговых платежей физических лиц, проверка статуса индивидуального предпринимателя, уведомление о начале деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и другие.

Также в рамках сотрудничества с отдельными банками второго уровня реализованы  проекты по доступу налогоплательщиков, являющихся клиентами банков, к государственным услугам органов государственных доходов через мобильные приложения банков.  Активно в этом направлении ведется работа с АО «Kaspi Bank», АО «Народный Банк Казахстана».  Наиболее востребованные реализованные проекты через мобильные приложения отмеченных банков это, сервис «Регистрация индивидуального предпринимателя» и государственная услуга «Прием налоговой отчетности» - ф.910.00.

Органами государственных доходов области  на системной основе проводится работа по повышению качества обслуживания услугополучателей.  В частности, созданы условия для обеспечения  комфортных и удобных условий для ожидания и обслуживания, в том числе, для лиц с ограниченными возможностями (установлены пандусы и конструкции для передвижения, имеются кнопки вызова сотрудника УГД), осуществлен переход  на «безбарьерное» обслуживание  услугополучателей, введен "плавающий" график работы сотрудников Центров оказания государственных услуг в обеденный перерыв,  продолжают функционировать  «Терминалы самообслуживания» для отправки налоговой отчетности и налоговых заявлений в электронном виде.

В целях контроля за качеством оказания государственных услуг Департаментом  на постоянной основе проводится мониторинг деятельности Управлений государственных доходов (УГД). Так, в 2022г. проведены проверки  методом «Тайный потребитель» в 6-ти УГД.  При проверке охвачены вопросы соблюдения действующих нормативно-правовых актов по оказанию государственных услуг, соблюдения стандартов при обслуживании услугополучателей и т.д.  По итогам проверок, территориальным УГД даны конкретные поручения о принятии мер по устранению выявленных недостатков по организации работы Центров оказания услуг, а также  обеспечению качества и своевременности оказания государственных услуг.

Для исключения случаев нарушения установленных  сроков оказания услуг, Департаментом ежедневно осуществляется контроль за обработкой документов в информационных системах ИНИС, СОНО и «Мониторинг ИИС ЦОН».  

Департаментом большое внимание уделяется вопросу повышения квалификации сотрудников, в чьи функции входит оказание государственных услуг. Так, в адрес территориальных УГД на постоянной основе направляются обзорные письма по результатам мониторинга, разъяснительные письма, правила и другие НПА по оказанию государственных услуг.  Кроме того, за 2022 год, 171 сотрудник структурных подразделений Департамента прошли   курсы повышения квалификации по профильным вопросам, а также  вопросам касательно ответственности, компетентности, этики,  антикоррупционной культуры и т.д.

В целях контроля проверки уровня знаний, Департаментом в июне и декабре отчетного года проведено онлайн-тестирование сотрудников Центров оказания услуг территориальных УГД. Также периодически осуществляется обзвон по номерам телефонов сотрудников  ЦОУ на предмет соблюдения стандартов обслуживания по телефону.

Структурными подразделениями Департамента  на постоянной основе проводится работа по повышению уровня информированности услугополучателей в сфере оказания государственных услуг.  Так, 11.07.2022г. Департаментом разработана и утверждена Дорожная карта мероприятий на II полугодие 2022 года по своевременному и качественному информированию налогоплательщиков о деятельности органов государственных доходов ВКО.

В рамках исполнения Дорожной карты,  органами государственных доходов области проведена работа по  оповещению налогоплательщиков о необходимости  исполнения налоговых обязательств (о предстоящих сроках уплаты налогов, сдачи декларации и другое)  посредством отправки сообщений на электронные адреса, а также смс-сообщений на номера телефонов налогоплательщиков (в т.ч. посредством приложения Whatsapp).

На постоянной основе проводились мероприятия по разъяснению налогоплательщикам изменений в налоговом законодательстве,  имеющих социальную значимость (мобильные переводы, изменение ставок по местным налогам, всеобщее декларирование и др.), посредством размещения материалов на страницах социальных сетей, сайте Департамента и Акиматов, печатных изданиях, трансляции аудио/видео роликов через популярные радиостанции, общественного транспорта, торговые центры, рынки, телевидении, LD-экраны, Госкорпорации,  в ходе проведения брифингов, «Дня открытых дверей», «Круглого стола», семинаров, и т.д.,(за отчетный период органами государственных доходов области  проведено 21 пресс конференции на площадке РСК, 186 прямых эфиров в Instagram,  130 семинаров с налогоплательщиками, , 64 Круглых стола, 81 Дней открытых дверей и т.д.), а также   осуществляется сотрудниками Контакт-центров  ОГД при консультировании налогоплательщиков по телефону (предоставлено 20 546 консультаций).

В целях выявления проблемных участков в деятельности органов государственных доходов проводится работа по получению «обратной связи» от налогоплательщиков. Так, на странице Instagram  Департамента по ссылке taplink.cc/dgd.vko размещены опросные листы для оценки качества предоставления государственных услуг, аналогичный опрос реализован в приложении Теlegram по ссылке t.me/mkd_shko. Кроме того, проводится  анонимный опрос  в территориальных УГД  при проверке методом «Тайный потребитель»  с целью определения качества оказания государственных услуг, а также  в общественных местах (ЦОН, ТРЦ, рынки и т.д.) с целью определения эффективности действующих методов оповещения по налоговым и таможенным вопросам.

В целом, на сегодня, перед органами государственных доходов поставлена задача по созданию всех условий для удовлетворенности  налогоплательщиков оказанием  государственных услуг. В связи с чем, Департаментом будут предприняты все меры по обеспечению своевременного и качественного оказания государственных услуг, а также созданию благоприятных условий для  налогоплательщиков при получении услуг.

                                                                        Заместитель руководителя

Департамента государственных доходов

по Восточно-Казахстанской области  - Татубаев Е.М.