Дата публикации: 08.04.2015 11:43
Дата изменения: 30.03.2017 19:19

 

Об изменениях и дополнениях в Налоговом Кодексе РК  с 01.01.2017года по налогу на имущество и земельному налогу физических лиц

 


Земельный налог

Общие положения

В целях налогообложения все земли рассматриваются в зависимости от их целевого назначения и принадлежности к следующим категориям:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения (далее - земли промышленности);

4) земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (далее - земли особо охраняемых природных территорий);

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Принадлежность земель к той или иной категории устанавливается земельным законодательством Республики Казахстан. Земли населенных пунктов для целей налогообложения разделены на две группы:

1) земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем;

2) земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем.

Налогообложению не подлежат следующие категории земель:

1) земли особо охраняемых природных территорий;

2) земли лесного фонда;

3) земли водного фонда;

4) земли запаса.

В случае передачи указанных земель (за исключением земель запаса) в постоянное землепользование или первичное безвозмездное временное землепользование они подлежат налогообложению в порядке, установленном статьей 385 Налогового кодекса.

Земельный налог исчисляется на основании:

1) идентификационных документов: акта на право собственности, акта на право постоянного землепользования, акта на право безвозмездного временного землепользования;

2) данных государственного количественного и качественного учета земель по состоянию на 1 января каждого года, предоставленных уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресурсами.

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения:

1) на праве собственности;

2) на праве постоянного землепользования;

3) на праве первичного безвозмездного временного землепользования.

Если иное не установлено настоящей статьей, не являются плательщиками земельного налога:

1) плательщики единого земельного налога по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств;

2) государственные учреждения;

3) государственные предприятия исправительных учреждений уполномоченного государственного органа в сфере исполнения уголовных наказаний;

4) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до достижения ими восемнадцатилетнего возраста по:

земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем;

придомовым земельным участкам;

земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки;

земельным участкам, занятым под гаражи;

5) многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвеской «Алтын алқа», по:

земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем;

придомовым земельным участкам;

6) отдельно проживающие пенсионеры по:

земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем;

придомовым земельным участкам;

7) религиозные объединения.

Вышеуказанные налогоплательщики являются плательщиками налога по земельным участкам, переданным в пользование, доверительное управление или аренду.

Определение плательщика в отдельных случаях

По земельному участку, находящемуся в общей собственности (пользовании) нескольких лиц, за исключением земельного участка, входящего в состав активов паевого инвестиционного фонда, плательщиком земельного налога является каждое из этих лиц, если иное не предусмотрено в документах, удостоверяющих право владения или пользования этими земельными участками, или соглашением сторон.

Плательщиком земельного налога по земельному участку, входящему в состав активов паевого инвестиционного фонда, является управляющая компания данного паевого инвестиционного фонда.

В случае отсутствия идентификационных документов на земельный участок основанием для признания пользователя плательщиком земельного налога в отношении земельного участка является фактическое владение и пользование таким участком на основании:

1) актов государственных органов о предоставлении земельного участка - при предоставлении земельного участка из государственной собственности;

2) гражданско-правовых сделок или иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, - в остальных случаях.

По земельному участку, переданному (полученному) в финансовый лизинг вместе с объектом недвижимости в соответствии с договором финансового лизинга, плательщиком земельного налога является лизингополучатель.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения является земельный участок (при общей долевой собственности на земельный участок - земельная доля).

Не являются объектом налогообложения:

1) земельные участки общего пользования населенных пунктов.

К землям общего пользования населенных пунктов относятся земли, занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и иными объектами в целях удовлетворения нужд населения (водопроводы, отопительные трубы, линии электропередачи, очистные сооружения, золошлакопроводы, теплотрассы и другие инженерные системы общего пользования);

2) земельные участки, занятые сетью государственных автомобильных дорог общего пользования.

К землям, занятым сетью государственных автомобильных дорог общего пользования в полосе отвода, относятся земли, занимаемые земляным полотном, транспортными развязками, путепроводами, искусственными сооружениями, притрассовыми резервами и иными сооружениями по обслуживанию дорог, служебными и жилыми помещениями дорожной службы, снегозащитными и декоративными насаждениями;

3) земельные участки, занятые под объекты, находящиеся на консервации по решению Правительства Республики Казахстан;

4) земельные участки, приобретенные для содержания арендных домов.

5) земельные участки, занятые зданиями, сооружениями, указанными в подпункте 6) пункта 2 статьи 396 Налогового кодекса, т.е. приобретенные государственной исламской специальной финансовой компанией по договорам, заключенным в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг.

Налоговая база

Налоговой базой для определения земельного налога является площадь земельного участка.

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

Базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные физическим лицам

Базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные физическим лицам для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки, устанавливаются в следующих размерах:

1) при площади до 0,50 гектара включительно - 20 тенге за 0,01 гектара;

2) на площадь, превышающую 0,50 гектара, - 100 тенге за 0,01 гектара.

Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов

(за исключением придомовых земельных участков)

Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов (за исключением придомовых земельных участков) устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади в следующих размерах:

№ п/п

Категория населенного пункта

Базовые ставки налога на земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

Базовые ставки налога на земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

1

2

3

4

 

Города:

 

 

 

Усть-Каменогорск

9,65

0,58

 

Остальные города областного значения города

85 процентов от ставки, установленной для областного центра

0,39

 

Остальные города районного значения

75 процентов от ставки, установленной для областного центра

0,19

 

Поселки

0,96

0,13

 

Села

0,48

0,09

 

При этом категории населенных пунктов устанавливаются в соответствии с классификатором административно-территориальных объектов, утвержденным государственным уполномоченным органом в области технического регулирования.

Базовые налоговые ставки на придомовые земельные участки

Придомовым земельным участком считается часть земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, предназначенная для обслуживания жилого дома (жилого здания) и не занятая жилым домом (жилым зданием), в том числе строениями и сооружениями при нем.

Придомовые земельные участки подлежат налогообложению по следующим базовым налоговым ставкам:

1) для городов Астаны, Алматы и городов областного значения:

при площади до 1000 квадратных метров включительно - 0,20 тенге за 1 квадратный метр;

на площадь, превышающую 1000 квадратных метров, - 6,00 тенге за 1 квадратный метр.

По решению местных представительных органов ставки налога на земельные участки, превышающие 1000 квадратных метров, могут быть снижены с 6,00 до 0,20 тенге за 1 квадратный метр;

2) для остальных населенных пунктов:

при площади до 5000 квадратных метров включительно - 0,20 тенге за 1 квадратный метр;

на площадь, превышающую 5000 квадратных метров, - 1,00 тенге за 1 квадратный метр.

По решению местных представительных органов ставки налогов на земельные участки, превышающие 5000 квадратных метров, могут быть снижены с 1,00 тенге до 0,20 тенге за 1 квадратный метр.

Налоговые ставки на земельные участки, выделенные под автостоянки (паркинги), автозаправочные станции, занятые под казино,

а также не используемые в соответствующих целях или используемые

с нарушением законодательства Республики Казахстан

Земли населенных пунктов, выделенные под автозаправочные станции, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, установленным на земли населенных пунктов, за исключением земель занятых жилищным фондом, увеличенным в десять раз.

Земли других категорий, выделенные под автозаправочные станции, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, установленным для земель близлежащего населенного пункта увеличенным в десять раз. При этом местным представительным органом определяется близлежащий населенный пункт, базовые ставки на земли которого будут применяться при исчислении налога.

По решению местного представительного органа ставки налога могут быть уменьшены, но не менее установленных статьей 381 Налогового кодекса.

По земельным участкам, предназначенным для строительства объектов и не используемым в соответствующих целях или используемым с нарушением законодательства Республики Казахстан, базовые ставки налога увеличиваются в десять раз с даты вручения уполномоченным органом по контролю за использованием и охраной земель письменного предупреждения собственнику или землепользователю о необходимости использования земельного участка по назначению и (или) необходимости устранения нарушения законодательства Республики Казахстан.

Порядок выявления земельных участков, не используемых в соответствующих целях или используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан, устанавливается центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом.

Порядок представления сведений по таким земельным участкам уполномоченным органом, осуществляющим государственный контроль за использованием и охраной земель, в налоговые органы утверждается уполномоченным органом.

Местные представительные органы на основании предложений местных исполнительных органов имеют право повышать базовые ставки земельного налога, не более чем в десять раз на не используемые в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан земли сельскохозяйственного назначения.

Корректировка базовых налоговых ставок

Местные представительные органы на основании проектов (схем) зонирования земель, проводимого в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан, имеют право понижать или повышать ставки земельного налога не более чем на 50 процентов от базовых ставок земельного налога, установленных статьями 379, 381 и 383 Налогового кодекса.

При этом запрещается понижение или повышение ставок земельного налога индивидуально для отдельных налогоплательщиков.

При этом такое решение о понижении или повышении ставок земельного налога принимается местным представительным органом не позднее 1 декабря года, предшествующего году его введения, и вводится в действие с 1 января года, следующего за годом его принятия.

Решение местного представительного органа о понижении или повышении ставок земельного налога подлежит официальному опубликованию.

При исчислении налога к соответствующим ставкам коэффициент 0,1 применяют следующие плательщики:

1) оздоровительные детские учреждения;

2) юридические лица, определенные статьей 134 Налогового кодекса, за исключением религиозных объединений (т.е. не коммерческие организации);

3) юридические лица, определенные пунктом 2 статьи 135 настоящего Кодекса (осуществляющие деятельность в социальной сфере: мед.услуги, образование, наука, библиотеки);

4) государственные предприятия, основным видом деятельности которых является выполнение работ по противопожарному устройству лесов, борьбе с пожарами, вредителями и болезнями лесов, воспроизводству природных биологических ресурсов и повышению экологического потенциала лесов;

5) государственные предприятия рыбовоспроизводственного назначения;

6) государственное предприятие, осуществляющее функции в области государственной аттестации научных кадров;

7) лечебно-производственные предприятия при психоневрологических и туберкулезных учреждениях.

Юридические лица, определенные пунктом 3 статьи 135 Налогового кодекса (организации где численность работников – инвалидов составляет более 51% от общей численности работников, а также где ФОТ инвалидов превышает 51% от общего ФОТ) и пунктом 1 статьи 135-1 Налогового Кодекса (автономная организация образования (например некоммерческая организация, созданная по инициативе Первого Президента РК для обеспечения финансирования автономных организаций образования), при исчислении налога к соответствующим ставкам применяют коэффициент 0.

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА

Общий порядок исчисления и уплаты налога

Исчисление налога производится путем применения соответствующей налоговой ставки к налоговой базе отдельно по каждому земельному участку.

Если иное не установлено настоящей главой, при предоставлении государством права собственности, права постоянного или первичного безвозмездного временного землепользования на земельный участок, налогоплательщик исчисляет земельный налог начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления таких прав на земельный участок.

В случае прекращения права владения или права пользования земельным участком земельный налог исчисляется за фактический период пользования земельным участком.

Уплата земельного налога производится в бюджет по месту нахождения земельного участка.

Земельный участок, являющийся частью объекта кондоминиума, подлежит обложению земельным налогом пропорционально доле каждого собственника помещения (части здания) в общем имуществе, являющемся частью объекта кондоминиума.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога юридическими лицами

Юридические лица самостоятельно исчисляют суммы земельного налога путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе.

Юридические лица обязаны исчислять и уплачивать в течение налогового периода текущие платежи по земельному налогу.

Суммы текущих платежей подлежат уплате равными долями не позднее 25 февраля, 25 мая, 25 августа, 25 ноября текущего года.

По вновь созданным налогоплательщикам первым сроком уплаты текущих платежей является очередной срок, следующий за датой создания налогоплательщика.

Налогоплательщики, созданные после последнего срока уплаты текущих платежей, уплачивают сумму налога за текущий налоговый период не позднее 10 календарных дней после наступления срока представления декларации.

Размер текущих платежей определяется путем применения соответствующих налоговых ставок к налоговой базе по объектам налогообложения, имеющимся на начало налогового периода.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога физическими лицами

Исчисление земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами (за исключением лиц, указанных в части второй настоящего пункта), производится налоговыми органами не позднее 1 августа текущего года исходя из соответствующих ставок налога и налоговой базы.

Положения настоящего пункта не распространяются на:

индивидуальных предпринимателей;

физических лиц (в том числе частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов) по земельным участкам, занятым зданиями (частями зданий), находящимися на праве собственности.

В случае передачи в течение налогового периода прав на объекты налогообложения сумма налога исчисляется за фактический период пользования

Физические лица уплачивают в бюджет земельный налог, исчисленный налоговыми органами, не позднее 1 октября текущего года.

При возникновении налогового обязательства после 1 октября текущего года уплата суммы налога производится не позднее тридцати рабочих дней после государственной регистрации права собственности на объект налогообложения.

Индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают земельный налог по земельным участкам, используемым (подлежащим использованию) в предпринимательской деятельности также как юридические лица

Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, исчисляют земельный налог по земельным участкам, используемым (подлежащим использованию) в своей деятельности также как юридические лица. При этом земельный налог подлежит уплате не позднее десяти календарных дней после наступления срока представления декларации за налоговый период.

При возникновении в течение налогового периода права на льготы, установленные подпунктом 4) пункта 3 статьи 373 Налогового кодекса они применяются с первого числа месяца, в котором такое право возникло, до окончания налогового периода или до первого числа месяца, в котором такое право прекращается.

При прекращении в течение налогового периода права на льготы они не применяются с первого числа месяца, в котором такое право прекращается.

Налоговый период

Налоговый период для исчисления земельного налога является календарный год.

Налоговая отчетность

Индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса) и юридические лица представляют в налоговые органы по месту нахождения объектов налогообложения декларацию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, а также расчет текущих платежей в сроки, установленные Налоговым кодексом.

Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, представляют в налоговые органы по месту нахождения объектов налогообложения декларацию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Физические лица не представляют в налоговые органы налоговую отчетность по земельному налогу, если иное не установлено пунктом 1 настоящей статьи и настоящим пунктом.

Физические лица (в том числе частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы) по земельным участкам, занятым зданиями (частями зданий), находящимися на праве собственности, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 396 настоящего Кодекса, и объектов, налоговая база по которым исчисляется в соответствии со статьей 406 Налогового кодекса, представляют в налоговые органы по месту нахождения объектов налогообложения декларацию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Расчет текущих платежей по земельному налогу представляется не позднее 15 февраля текущего налогового периода.

Вновь созданные налогоплательщики, за исключением налогоплательщиков, созданных после последнего срока уплаты текущих платежей, представляют расчет текущих платежей не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем постановки налогоплательщика на регистрационный учет.

При изменении налоговых обязательств по земельному налогу в течение налогового периода расчет текущих платежей представляется не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября текущего налогового периода по объектам налогообложения по состоянию на 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября соответственно.